ОДНОЙ СТРОКОЙ

Жизнь красна праздниками

Живое свидетельство богатства бытовой культуры народа - его обычаи, традиции и праздники.


14 августа – день, который считается православным  праздником Происхождения Честных Древ Креста Господня, слывет под именем  Первого Спаса. Это один из летних-предосенних праздников народов Руси, испокон веков  начинавших после этого дня посев озимых хлебов. «Первый Спас – первый сев» — гласит народная мудрость.  И утверждает в том же роде:  «До Петрова дня взорать, до Ильина –заборонить, на Спас – засевать!»
Эти поистине земледельческие праздники с давних времен справлялись всеми народами  православной Руси. Исстари богатый на дары  природы август весь был посвящен богам полей:  Даждьбогу и Велесу. Этим главным божествам земледельцев всегда приносилась благодарственная жертва:  испеченный на первом «выломанном» из сильного улья меду огромный хлеб-пряник из ржаной муки нового урожая. Народы аграрной Руси испокон веков были не только хлеборобами, но и пчеловодами. Поэтому Первый Спас у нас не только «первый сев озимых», но и Медовый Спас. «На Первый Спас и нищий медку попробует» — говорит народная пословица. В этот праздник утро пчеловода начинается на пасеке: осматривает свои ульи, выбирает самый богатый по медовому запасу и «выламывает» из него соты. Отложив в новую деревянную посудину, несёт новый урожай меда в церковь. Батюшка благословляет «новую новину» — освящает принесенные соты.
В праздник Происхождения  Честных Древ  Животворящего Креста Господня в старой Москве всегда совершался особый крестный ход на воду. Принимал в этом участие и сам царь-государь. Он выезжал накануне Первого Спаса в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в самый день праздника  после заутрени, сопровождаемый боярами и всеми сановными людьми, выходил на воду — в предшествии духовенства, с крестом, хоругвями и иконами.  На Москве-реке напротив Симонова монастыря  сооружалась «иордань», как и в день Богоявления.
В положенное время, под звон колоколов, происходило  торжественное освящение воды. Действо начиналось погружением Животворящего Креста. По прочтении молитв, по положению  и обычаю, царь – с ближними боярами обок – сходил в иордань.
Затем венценосный самодержец являл себя народу, прикладывался к священному кресту, принимал патриаршее благословение. Духовенство в это время «иорданской» водой  кропило войска и знамена.
Под гулкий звон колоколов возвращался  государь в свои палаты. А тем временем начиналось народное гулянье — чинное, без глумотворства всякого, без песен — утехи  народной. Памятовал  и чтил люд  честной, что за Первым  Спасом — Происхожденьевым днем — Успенский пост. И провожали первый предосенний праздник на гулянье  не вином, не брагой хмельной, а  мёдом  сотовым, квасом стоялым да сладкой малиной-ягодой.
19 августа празднуется  Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и именуется Вторым Спасом. Народ называет этот праздник также Спас-Преображеньем и Яблочным Спасом. Деревенский люд до сих пор считает большим грехом есть до этого праздника какие-либо плоды. «На Второй Спас и нищий яблоком разговеется!» — молвит народное изречение. Имеется в виду обязательно соблюдаемый обычай оделять неимущих яблоками, будучи убежденными, что Божия Матерь  за это даст по яблочку умершим детям, чего  не удостоятся те, у которых родители до Спасова  дня едят груши и яблоки, а в самый Спас не делятся  ими с другими. О тех, кто не уделил от себя плодов бедным и больным,  которым обыкновенно  яблочко посылалось на дом,  говорили: «А не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им  от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного».
Обычай освящения яблок в день Преображения Господня сохранился на Руси повсеместно. По сей день всюду можно видеть прихожан  в церкви с принесенными садовыми дарами. А молодежь в этот день загадывает о своей судьбе: желание, задуманное в ту минуту, когда проглатывается кусочек яблочка, должно (по старинному поверью) непременно исполниться. «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!» — приговаривали молодые селянки.
Накануне  Спас-Преображения в поволжских  местностях проводили заклинание сжатых полей — «заклинание жнивы». Это делалось для того, чтобы  нечистая сила не поселилась на жниве. Рано поутру выходили знающие люди и приговаривали: «Мать Сыра Земля!  Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!» Считалось, что эти слова оберегают поля от козней темной  силы. После таких изречений поливали землю  конопляным маслом из стеклянной посудины. Последнее изречение этого действа – «Мать Сыра  Земля!  Уйми  ты ветры полуночные с  тучами, содержи морозы с метелями!» Склянка с конопляным маслом после этих слов бросается наземь и разбивается.
Все дни, начиная от Первого Спаса до Спас-Преображения, запечатлены  в народном представлении  особыми приметами. К примеру, если 16 августа  дует ветер с южной стороны, то ожидается многоснежная зима. А песни простого люда на Яблочный Спас  словно  провожают красно солнышко  не только  на закат,  но и на зимний покой. 
Во всех  уголках Руси 28 августа – в день  Перенесения Образа Спаса Нерукотворного — православный народ  справляет Третий Спас – Спас на полотне,  или Ореховый и Хлебный Спас.  После обедни (на Успение Пресвятой Богородицы) в селах поднимаются образа. Крестный ход направляется к полю. Здесь, на широкой меже, произносится благодарственный молебен  Божией Матери, Госпоже  полей.  «Хорошо, когда Спас на полотне, а хлебушко — на гумне» — гласит старая поговорка.
В этот праздник деревенская Русь всегда святила хлеб нового  урожая — новину. Каждый добрый хозяин приносит с собой  в церковь  свежеиспеченный каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто  не ест ни крохи. Разговляются прежде всего хлебом. Остаток каравая заворачивается в чистую холстину и кладётся под образа.
***
Чем жива сегодня народная Русь — в смысле ее самобытности? Проявляется ли в ней неумирающая старина стародавняя?  Очень хочется верить, что крепка ещё преемственность духа поколений, а главное — не охватывает холодом трудовую жизнь народа-пахаря, идущего своими заповедными путями-дорогами.

Анна Семенова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*