ОДНОЙ СТРОКОЙ

Выборг — Дрезден — Серпухов

Станислав Соколов, режиссер-мультипликатор студии «Союзмультфильм» встретился со зрителями и порадовался культурному уровню серпуховичей. В наш город он приехал на презентацию своего кукольного мультипликационного фильма «Гофманиада», который создавался ни много ни мало – 15 лет. Любопытно, что Серпухов стал третьим городом, где показали этот мультфильм целиком.

— До этого были презентации промежуточных вариантов. В 2006 году был сделан пилотный 20-минутный фильм. Мы его демонстрировали в Санкт- Петербурге в доме кино. Там тоже была маленькая выставочка. В 2010 году мы сняли и показали «Гофманиаду. Часть первая. Вероника», которую продемонстрировали в различных киноклубах и получили массу положительных отзывов. Сейчас, наконец, удалось завершить вторую и третью части, они соединились в 60-минутный фильм под названием «Гофман и тайны часовщика». Теперь мы можем показать зрителям обе части, которые впоследствии будут объединены в единый фильм и запущены в прокат. Первая такая презентация состоялась на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, затем – в музее кино в Дрездене, где Гофман жил и писал. Там тоже была небольшая выставка. Но такого количества эскизов, декораций и кукол, как в Серпухове, еще не было представлено нигде. Также мы здесь показываем фильм о фильме – «Гофманиада кадр за кадром» о том, как проходила наша работа. Его сделал американский режиссер Кевин МакНил.
— По каким причинам Вы решили выбрать Серпухов для такой объемной презентации «Гофманиады?»
— Мне показалось, что ваш город очень хорошо подходит для подобной выставки, он лишен московской суеты, торопливости. Зритель здесь, с одной стороны, не «заевшийся», а с другой – готовый к осмыслению произведения. Для этого нужен достаточный интеллектуальный и культурный уровень, который есть у многих здешних зрителей. Московские подростки нетерпеливые, не могут спокойно смотреть фильмы, рассчитанные не на экшен, а на погружение, поскольку гофманская поэтика очень глубокая, многозначная, требующая вдумчивости.
— Честно говоря, не уверен, что наша молодежь так уж сильно отличается от столичной по терпеливости. Вы не разочарованы в своих ожиданиях?
— Напротив. Те ребята, которые приходили на презентацию во время открытия выставки и сейчас – на закрытие, создали у меня ощущение, что Серпухов – город интеллектуальный. По крайне мере, у вас достаточно зрителей, готовых относиться к мультипликационному фильму не только как к развлечению, но как к некому литературному произведению, в котором заложен глубокий смысл.
— Посмотрев «Гофманиаду», я думаю, что она все-таки мало подходит для малышей, хоть это и сказка, но не такая уж простая для восприятия.
— Мы старались адаптировать этот мультфильм под широкую аудиторию, но интереснее всего, как мне кажется, он будет зрителям среднего и старшего школьного возраста, а также взрослым. Может быть, им даже захочется перечитать Гофмана, ведь широко известно только одно его произведение – «Щелкунчик», остальные обделены вниманием. А зря – там действительно есть, над чем поразмышлять. Кроме того, в «Гофманиаде» есть несколько страшноватых моментов, поэтому установлено возрастное ограничение «12+». Когда будет создан прокатный вариант, может быть, какие-то детали, которые мне дороги, выпадут, но это неизбежно, потому что прокатчики рассчитывают на массовость и для этого приносятся определенные жертвы. В любом случае полный метр все равно не слишком подходит для малышей – им трудно сохранять внимание на протяжении 80-90 минут.
— Почему изначально «Гофманиаду» решено было делать кукольным мультфильмом? Ведь рисованный наверняка получился бы менее трудоемким, а процесс создания не растянулся бы на 15 лет.
— Кукольная мультипликация дает возможность полного погружения – поэтому сейчас так популярна 3D анимация – это тоже желание сделать произведение более атмосферным, создать ощущение объемного мира. Но кукла в отличие от нарисованного персонажа выглядит более естественной, потому что ей управляет живой мультипликатор, а не курсор мышки. Кукольник, когда работает, погружается в этот мир. Вы, если посмотрите фильм о фильме, то увидите, что некоторые мультипликаторы сами как марионетки – настолько они погружены в этот процесс. А куклы в готовой сцене, напротив, перемещаются плавно. Это самое главное — образ, характер, живое движение. Если в мультипликации персонаж движется механически, то это вызывает отторжение, протест, неприятие. Кстати, немного 3D мы все-таки использовали – несколько сцен и некоторые спецэффекты. Куклы с этими компьютерными технологиями вообще очень хорошо сочетаются.
— Теперь, когда огромная работа над этим проектом закончена, что Вы как основной его создатель чувствуете?
— Прежде всего – удовлетворение от завершенной работы. А еще я рад, что мне удалось закончить начатое. Лет 30 назад я подавал заявку на этот фильм, и тогда мне сказали: «У Гофмана известна одна сказка «Щелкунчик», ее и делайте. А все остальные сказки – слишком мистические и для советского зрителя не подходят». Сейчас я вижу, что «Гофманиада» не только подходит, но и нравится.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*