ОДНОЙ СТРОКОЙ

Воздушные композиции из черного металла

Жизнь окружает нас огромным количеством  событий. Они – как изображения в калейдоскопе: постоянно смещаются, образуя картинки, срок жизни которых – секунда, а то и меньше. Привыкая к этой «круговерти», мы перестаем обращать внимание на такие сюжеты. Однако существуют люди, способные увидеть в повседневных картинах красоту, печаль, радость, тревогу, величие… Один из них – скульптор Андрей Волков. Хотя, наверное, лучше его назвать художником по металлу – слишком уж воздушны и прозрачны его работы для тяжеловесного слова «скульптура». А главное – очень динамичны: кажется, что стоит на секунду отвернуться - и застывшие фигуры продолжат заниматься своими делами, прерванными из-за назойливого взгляда наблюдателя. Недавно мастеру исполнилось 70 лет, однако забрасывать свое творчество он не собирается – слишком много идей ожидают реализации и постоянно в голову приходят новые.


— У меня, как правило, не возникает проблем с поиском сюжетов, они появляются сами из повседневной жизни, — говорит Андрей Волков. – Просто наблюдаю за тем, что происходит вокруг, и периодически подмечаю очередную картинку. Например, идея работы «Осенний этюд» появилась, когда я шел в мастерскую. Я тогда жил в Протвино, а творчеством занимался в заброшенной церкви Бориса и Глеба в Дракино (в конце 80-х ее отдали под мастерские). Дорога пешком занимала минут 40 – идешь и «шевелишь» мозгами.  Мимо тебя  проходят какие-то люди. Вот женщина на велосипеде едет из Протвино. И я так про себя думаю: вот она едет, а дома, небось, мужик ждет и гадает – купила бутылку или нет. А она, естественно, купила – иначе скандал будет. Все это происходит осенью, кругом грязь, лужи, тучи… Постарался максимально передать это пасмурное настроение. У меня все работы так появляются – нет каких-то замысловатых философских проблем вроде «быть или не быть». Все максимально беру из жизни.  Вижу  эскалатор в метро  —  и думаю про людей, которые оказались в этом жутковатом царстве из механизмов и колес. Эскалатор куда-то тащит, одних вверх, других – вниз. А ведь это живые люди и у каждого из них своя собственная жизнь! Вот девочка со скрипкой, вот бабушка с сумкой, мужчины, женщины… И всех их куда-то увлекает эта машина.
Умение не просто увидеть интересную сцену, но и суметь донести ее до зрителя, передать всю пронзительность момента – именно это качество отличает настоящего художника от обычного человека. Андрею Волкову такие действия удаются великолепно, что бы он ни изображал – деревья с поникшими под гнетом осенней сырости кронами или непрерывную работу механизма. А главное – в его произведениях присутствует ощущение пространства. Не банальный объем, которым обладает любая скульптура, а равновесное участие в композиции не только материала, из которого она сделана, но и его отсутствия. Воздух здесь может быть ветром, направляющим косые струи дождя, может быть самим дождем, а может – поверхностью озера или лужи в зависимости от пожелания автора. Этот свой «фирменный» стиль Андрей Николаевич выработал далеко не сразу, хотя даже в ранних работах при желании можно разглядеть узнаваемые штрихи.
— Поначалу-то я этим занимался в свободное от работы время, — вспоминает скульптор. – Просто так, для себя – больше мои поделки никому особенно нужны не были. Я тогда работал в Протвино –  после окончания отделения художественной обработки металла «Строгановки» занимался оформлением наукограда, делал  люстры, фонтаны, настенные панно. Но мне всегда было интересно работать с металлом, поэтому я и начал экспериментировать. Сначала попробовал в качестве материала медь. Одна из первых работ – по «Золотому теленку»: автомобиль «Антилопа гну» со своим экипажем. Попробовал еще несколько раз, но с медью как-то не сложилось. Она, конечно, удобна в работе – как пластилин, и на цвет тоже очень приятна, но не конструктивна. Слишком пластично, а потому  многие вещи, которые мне хотелось воплотить, сделать оказалось невозможно. Работа просто разрушалась под собственным весом. Сталь оказалась гораздо удобней – она легче и лучше выдерживает нагрузки.
Со временем к скульптору начала приходить известность, и он уволился с работы – чтобы иметь возможность сосредоточиться на главном. Сейчас его скульптуры находятся в различных музеях и частных коллекциях таких людей, как Владимир Путин и Андрей Макаревич. Однако к такой известности мастер относится спокойно.
— Будь я совсем молодым – может, и схватил бы «звездную болезнь», — смеется он. – А сейчас просто приятно, когда людям нравятся мои работы. Причем не каким-то там руководителям, а простым посетителям очередной экспозиции. Радуюсь, когда они подходят и с интересом вращают рычаги моих подвижных скульптур…
Показывая работу собственноручно сделанных механизмов, Андрей Волков становится похож на доброго волшебника, который сначала создал милых маленьких человечков, а потом оживил их легким касанием руки. И дело даже не в том, что части скульптур, движимые вращением зубчатых колес, меняют свое положение. Просто уж очень по-доброму выглядит в этот момент мастер. Наверное, именно по такому признаку можно определить человека, нашедшего свое призвание.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*