ОДНОЙ СТРОКОЙ

Убытки возместили стерлядью

Более 58 с половиной тысяч штук молодой стерляди было выпущено в этом году в Оку сотрудниками дочернего предприятия Московского речного пароходства ОАО «Порт Серпухов». Воспроизводство речных биоресурсов и появление осетровых пород в Оке, по сути, является частью программы компенсации ущерба рыбным запасам при добыче портом нерудных строительных материалов. За подробностями наш корреспондент обратился к генеральному директору ОАО «Порт Серпухов» Андрею Кравченко.


— Андрей Борисович, расскажите, какими видами деятельности занимается порт «Серпухов»?
— Порт существует с 1937 года, в настоящее время мы являемся дочерним предприятием Московского речного пароходства. На сегодняшний день у нас работает более 150 человек. Основные виды деятельности – добыча и перевозка нерудных строительных материалов (добыча песка и гравия в русле Оки либо с пойменных месторождений). Добыча производится в Алексинском и Каширском районах Тульской области, в Тарусском районе Калужской области и в Серпуховском районе. Также проводятся погрузочно-разгрузочные работы и перевозка пассажиров. Правда, последнее составляет не более трех процентов от всей деятельности.
— Что это за программа компенсации ущерба и воспроизводства биоресурсов на Оке?
— Дело в том, что порт «Серпухов» работает на Оке, в том числе и в период нереста рыбы.
В это время в реке наиболее высокий уровень подъема воды, так что останавливать работы мы не можем. Соответственно какая-то часть рыбы гибнет. В рамках возмещения убытков рыбным запасам оплачиваем разведение и выпуск стерляди. Выращивают ее на Алексинском химкомбинате, одним из родов деятельности которого является как раз разведение осетровых, карпа и других видов рыб. Это уникальное по своей сути предприятие, аналогов, которому, наверное, нет нигде в России. Они разводят очень редкие породы, например, сахалинского осетра, занесенного в Красную книгу. Причем занимается этим команда энтузиастов. Мы с ними сотрудничаем в течение восьми лет, и каждый год выпускаем в Оку рыбу.
— Но насколько осетровые породы типичны для Оки? Не погибают ли они в этих водах? Раньше не доводилось слышать о том, что кому-то из рыбаков попадался подобный улов…
— На самом деле раньше стерлядь в Оке была всегда, но по истечении какого-то времени практически исчезла. В Алексине рыбу разводят в естественных условиях, в окской воде, и, со слов ихтиологов, она здесь приживается очень хорошо. Часть, конечно, гибнет, но это очень незначительная часть. Мы выпускаем мальков выше по течению Оки, в Алексине, и сюда они доплывают естественным образом. Так что через пару-тройку лет, если не будет вылавливаться браконьерскими сетями, молодь уже подрастет… В 2007 году мы выпустили в Оку 10 тысяч штук стерляди, в 2008-2010 годах количество рыбы возросло до 38 тысяч, а в 2011-м уже стало почти 60 тысяч. Дело, конечно, не в том, что в нынешнем году во время работ был нанесен больший ущерб рыбным запасам (он всегда приблизительно одинаковый) — просто растет уровень требований в плане экологии.
— Есть ли сейчас на Оке проблемы экологического характера?
— Вода (по крайней мере — в Оке) нашего региона довольно-таки чистая, так что купаться в этом смысле тут безопасно. Главная экологическая проблема на реке — это сильное падение уровня воды. Особенно заметно это стало в последние несколько лет из-за жары и отсутствия осадков. Если в этом году водный режим сложился  более или менее удачно, то в прошлом вообще каналом Москвы (организация, которая поддерживает судоходство на верхней Оке) был объявлен мораторий на продвижение пассажирских судов. Если посмотреть сводки канала, то в среднем гарантированные глубины на верхней Оке — всего лишь метр. Конечно, это не везде, кое-где может быть и два, и три метра… тем не менее обмеление очень заметно.
— То есть, получается, теплоходы вполне могут сесть на мель или получить пробоину. Были уже такие случаи?
— С пассажирскими теплоходами такого не случалось, а вот с грузовыми периодически бывает. В этом году «пробился» один теплоход, работающий в Тульской области. Это, конечно, не значит, что судно пробивается от носа до кормы. Пробоины не очень серьезные и их сразу латают.
— Неужели уровень воды в реке так упал только из-за отсутствия дождей?
— Сложно сказать. Меняется климат, мало дождей, может быть, просто такой период… Вообще эта проблема не только Оки, в Волге и в Каме происходит то же самое… Конечно, не обходится и без человеческого вмешательства: вырубка лесов, растущие, как грибы, коттеджные поселки по берегам… Если проехать по Оке и посмотреть на поля – вдоль по берегу везде стоят водозаборные станции, которые качают воду. Раньше такого не было, для полива хватало осадков. Ко всему прочему на реке находится большое количество крупных водозаборных станций — это и каширская ГРЭС, и ступинский водозабор. Река попросту осушается.
— То есть о развитии пароходства в нашем регионе говорить, наверное, не имеет смысла?
— Что касается пассажирских перевозок, то мы возим людей на экскурсии в усадьбу Поленово, в Тарусу, просто катаем по Оке. «Зуша» работает на пассажирских перевозках по контракту с министерством Московской области, перевозит людей из Серпухова на дачи. В прошлом году на ней перевезли 43 тысячи пассажиров. Стоимость билета на «Зушу» — 22 рубля. Это единая цена по Московской области. К сожалению, с учетом падения воды перевозки на теплоходах стали отнюдь не частыми. Например, теплоход «Москвич», у которого усадка 70 сантиметров, в этом году просто не мог пройти, так как уровень воды в реке был меньше. Так что особо не разовьешь тут пароходство.
— А как у вас обстоят дела с соблюдением безопасности? Ведь все еще помнят недавние трагические события, произошедшие с теплоходом «Булгария»…
— Мы к этому относимся очень серьезно, проблем с законом и с нормами у нас не было. После событий с «Булгарией» к нам с проверками приезжала речная милиция, никаких нарушений не выявили. Жилеты спасательные имеются на всех судах, теплоходы соответствуют нормам установленного речного регистра. Проходят слипование, как и положено, раз в пять лет (слипование – поднятие судна на сушу, на слип, где просвечивается толщина металла и меняется часть корпуса судна, если что-то не соответствует нормам, производится ремонт двигателя на рулевой комплекс). Сейчас у нас три теплохода, которые либо уже прошли все необходимые ремонтные процедуры, либо срок истекает через несколько лет.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*