ОДНОЙ СТРОКОЙ

Текстильная история города в картинах

Серпухов обладает богатым текстильным прошлым. Пожалуй, каждый второй коренной житель, если тщательно изучит историю своей семьи, обнаружит связь с одним из многочисленных производств, которые раньше располагались на территории города. Эта связь порой может проявляться в самых разнообразных направлениях. Например - в творчестве. Убедиться в этом можно, посетив новую экспозицию в Музейно-выставочном центре, которая начала работать на этой неделе. Здесь представлены работы серпуховички Марины Александровой, выполненные из нетканых материалов, а также рисунки ее дедушки Алексея Сергеевича Савельева, который тоже имеет непосредственное отношение к текстильной истории нашего города.


— Мне захотелось передать преемственность поколений, которая получилась в нашей семье, — рассказывает Марина Александрова. – На самом деле она простирается еще глубже. Так, например, мой прадед работал гравером на коншинской фабрике, а его супруга, моя прабабушка, была крестницей Ольги Николаевны Коншиной. У нас, кстати, до сих пор хранится икона, подаренная ей после окончания училища белошвеек при обществе Сологуб. Дедушка мой пошел учиться в петербуржское училище имени Штиглица на оформителя тканей. Продолжил обучение он в Италии – в экспозиции есть его акварельные работы того периода. Вернувшись в Серпухов, он устроился на ситценабивную фабрику и некоторое время работал там. Но это оказалось для него достаточно сложно. Дело в том, что он был человеком старой художественной  школы, приверженцем классического рисунка на ткани. Как вы знаете, в стране произошел сильный идеологический перелом и изображения потребовались другие. Они, может быть, были по-своему интересны, но дедушка не сумел перестроиться. Это, между прочим, была не только его проблема, но и всех художников старой школы. Он ушел преподавать в текстильный техникум, как только тот открылся.
Алексей Сергеевич много рисовал как для работы, так и в удовольствие. Однако до нашего времени дошло не так много его картин. Какие-то из них были подарены, иные испортились от ненадлежащего хранения. Некоторые полотна, выполненные маслом, сохранились неплохо, но все равно требуют реставрации, поэтому на экспозиции их решено было не выставлять. Всего на суд публике представлено около полусотни работ художника, написанных акварелью, карандашом, тушью и относящихся к периоду с конца XIX по 30-е годы XX вв.
Творческую семейную традицию спустя десятилетия поддержала Марина Михайловна. Правда материалом для ее работ стала не ткань, а цветные волокна. С детских лет она находилась под впечатлением от дедушкиных картин, мечтала стать художником. И добилась своего – поступила в Строгановское училище, после окончания которого некоторое время работала дизайнером на часовом заводе в Москве. Но потом все же последовала по стопам предков и вернулась в текстильную промышленность. В 1985 году она пришла в НИИ нетканых материалов и начала создавать печатные орнаменты для разрабатываемой там продукции – одежды, обуви, интерьеров. Тогда-то она и увлеклась созданием картин из цветных волокон.
— Первый раз подобные вещи  увидела в Праге, когда была студенткой, — вспоминает художник. — Тогда я еще и представить не могла, что буду создавать что-то подобное. Просто запомнила, что это очень красиво, но непонятно, как сделано.  Уже потом, когда я начала работать, узнала о подобной технике. Ковры из цветных волокон у нас делала художник Купцова. Ну и я заинтересовалась. Нужно понимать, что для таких работ материал у нас специально не красили (НИИ обеспечивал своими разработками огромные производства) и перенастраивать оборудование под нужды таких работ никто не собирался. В серию-то их не запустишь, каждое полотно получается индивидуальным. Но сотрудники знали, что меня это интересует, и стали предлагать материал  разных оттенков, полученный по рабочим нуждам. Кто-то даст вискозу, кто-то пропилен, кто-то шерсть… Я полученные волокна смешивала на чесальной машине, как художник готовит краски на палитре, – здесь действуют точно такие же законы. Что меня привлекло – цвета получаются гораздо более насыщенными, чем в живописи. Первые мои опыты были направлены на то, чтобы почувствовать материал, научиться работать с ним. Поэтому я просто брала разноцветные волокна и скрепляла их на иглопробивной машине. Получались очень яркие абстрактные цветовые полотна. Потом когда освоилась, начала уже создавать сюжетные рисунки.
Сейчас нетканые картины Марины Александровой приобрели определенную известность. Она уже неоднократно проводила персональные выставки, участвовала в престижных экспозициях. Ее полотна висели на стенах Кремля, Государственной и Московской городской дум, в различных художественных галереях. Одна из работ, кстати, занимает центральное место в «Музее павлина», работающем здесь же – в МВЦ. Яркие и насыщенные нетканые произведения являются настоящим пиршеством для глаз, поэтому увидеть их воочию будет полезно любому человеку, который интересуется искусством. Экспозиция будет работать в течение ноября.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*