ОДНОЙ СТРОКОЙ

Сказка стала былью

12 апреля отмечается юбилей величайшего открытия эпохи человечества - 55-летие первого полёта человека в космос.


Звёзды манили к себе человека с незапамятных времён. Размышления о космосе с появлением письменности были в трудах древнегреческих философов. Многие из нас зачитывались «Аэлитой» Алексея Толстого, «Звездой КЭЦ» Александра Беляева и более поздними книгами Ивана Ефремова и Александра Козинцева. И всё же для большинства людей к середине 20-го века полёты в космос оставались пусть не заманчивой, но сказкой. Если бы кому-то в 1956 году сказали, что через пять лет человек полетит в космос, это, наверно, вызвало бы только скептическую усмешку.
Мы уже знали к тому времени, что в космосе нет ни воды, ни воздуха и оттолкнуться при манёвре не от чего. Это сейчас использование реактивного принципа движения — явление всем известное. Известно, что угол вхождения в атмосферу должен составлять точно один угловой градус. Если он чуть меньше, то космический корабль отрикошетит от атмосферы и уйдёт в вечный полёт в космос. Если чуть больше — корабль втянется в пикирование и сгорит от перегрева. А потребные для выхода в космос скорости впечатляют. Для выхода на орбиту вокруг Земли нужна скорость 7,9 км/с (1-я космическая скорость), для полёта к другим планетам Солнечной системы — 11,2 км/с (2-я космическая скорость), а для выхода за пределы Солнечной системы — 16,7 км/с (3-я космическая скорость).
7,9 км/с — это 29000 км/ч. Известно, что только в середине 50-х годов прошлого века реактивные истребители стали преодолевать звуковой барьер — это примерно 1300 км/час. На фоне этого мысль о скором полёте в космос тогда казалась фантастической. И всё же это совершили.
Творцы космической техники оставались под завесой секретности, как правило, пожизненно. В прессе их называли безлико — Главный конструктор или Теоретик космонавтики. Имя Сергея Павловича Королёва стало известно широкой публике после его смерти.
Первый испытательный космодром был рядом с нынешней МКАД. В 1933 году группа под руководством С.П.Королёва провела в подмосковном Нахабино пуск отечественной ракеты с жидкотопливным ракетным двигателем. Потом переместились в менее заселённые места — Капустин Яр в Нижнем Поволжье, Байконур в Казахстане, Плесецк на Севере.
В нашем городе проживают специалисты, которые участвовали в пусках ракет на этих космодромах.
Мозговой центр российской космонавтики был в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (ЦНИИМАШ). Именно здесь после войны рекордными темпами создавалась новая отрасль.
В подмосковных Подлипках (сейчас  город Королёв) создавали космические корабли. Здесь же находится ЦНИИМАШ — головная организация отечественной космической отрасли, где мне посчастливилось проработать 27 лет.
Напротив этого института находится научно-производственное объединение (НПО) «Энергия», где под руководством академика С.П.Королёва создавались первые баллистические ракеты. Из 14 стратегических комплексов 11, включая комплексы подводных лодок, были приняты на вооружение.
Новый стартовый комплекс создавался вблизи железнодорожной станции Тюра-Там — будущего космодрома Байконур. Испытание знаменитой «семёрки» 8К71 — баллистической ракеты дальнего действия Р-7 — происходило 16 мая 1957 года. Это было начало будущих Ракетных войск стратегического назначения. Первый в мире искусственный спутник Земли эта ракета вывела на орбиту 4 октября 1957 года.
В середине 1959 года в разговорах жителей посёлка Чкаловский Щёлковского района всё чаще звучали слова: «космос», «такой-то перевёлся на работу в космос».
А весной 1960 года в домах на берегу реки Клязьмы появилась группа молодых лейтенантов, которые регулярно делали утреннюю зарядку, разминались игрой в волейбол, занимались на тренажёрах, а потом приезжал автобус и увозил их. Сначала они вызывали любопытство у местных ребят, но потом к ним привыкли. И никто не мог подумать, что через годы эти лейтенанты станут известны не только стране, но и всему миру. И среди них — первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, который после полёта в космос стал частенько появляться в ЦНИИМАШ, где находится Центр управления полётами (ЦУП) и откуда ведётся до настоящего времени управление космическими кораблями.
В ЦУП побывали многие серпуховичи, которые воочию убедились, как ведётся управление космическими станциями, которые летают над Землёй.

Николай Чернышев,ветеран ЦНИИМАШ,полковник-инженер в отставке, председатель Совета ветеранов при ООО «Ремонтник -2»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*