ОДНОЙ СТРОКОЙ

Шедевры голландской живописи

В Серпуховском историко-художественном музее выставлено десять картин, относящихся к эпохе расцвета живописи нидерландских художников. Их на экспонирование предоставил известный российский коллекционер Михаил Перченко. Все полотна находятся в отличной сохранности – будто и не было трехсотлетнего периода с момента их написания. Во многом это обусловлено тем, что для живописи голландские художники использовали самые качественные материалы – это было одним из основных условий для того, чтобы оставаться конкурентноспособным в тот период.


– Голландское искусство – чисто экономическая вещь, – сообщил Михаил Перченко. – В XVIII веке это государство спускало на воду тысячу кораблей в год. Это до сих пор непревзойденная никем величина. В итоге часто этими судами командовали разночинцы, люди не принадлежащие к знатным родам. И вместе с ними пришел в искусство так называемый деревенский вкус – баталии, корабельные армады и прочее. Художникам пришлось перестраиваться на новые сюжеты, но при этом они сохранили высокое качество работ.
Коллекционированием Михаил Перченко занимается уже давно – впервые за антиквариатом он поехал в Ленинград в 1963 году. Начинал с русской и западноевропейской живописи, резной мебели, неоднократно обновлял или продавал коллекции, увлекаясь новым направлением, и сейчас остановился на нидерландских произведениях искусства. Каждое из 10 полотен, которые коллекционер предоставил для выставки, уникально. Одно из них, кстати, особенно заинтересовало серпуховских музейщиков. Дело в том, что на картине обнаружилась фамилия художника Франса ван Кейка де Мирхопа и дата написания 1661 год. Это самая ранняя из обнаруженных работ живописца. Остальные его труды датируются 1663 годом и позже. Еще одна картина попала в центр внимания специалистов, как единственное известное произведение Николаса Каве.
– На картине значится подпись, которая прошла серьезные исследования, побывала в ультрафиолетовых лучах и под микроскопом, – сообщил старший научный сотрудник музея Андрей Пилипенко. –   Вердикт экспертов единодушен – она залегает в авторском красочном слое, то есть является подлинной. Теперь данная картина может быть использована как эталон для определения других работ. На полотне изображен натюрморт с живым соколом и убитыми птицами. Фламандский натюрморт – в известном смысле наследие средневековья. Чем он более ранний, тем больше в нем символики. Предположительно, убитые птицы символизируют погибшие души. Сокол в эмблематике барокко часто воплощал порок. В связи с таким значением работы, подпись, возможно, обретает другое значение, поскольку с латыни Каве означает «берегись».   
Также в экспозиции представлены портреты и потрясающие пейзажи с кораблями в штормовом море. На эти картины стоит поглядеть, тем более, что вместе они скорее всего выставляться больше не будут – часть из них Михаил Перченко собирается продать.
– Коллекционирование – сложная профессия, которая обязывает подчиняться нескольким законам, – объяснил он. – Один из них – если ты приобрел лучшую работу, чем та, которая  уже есть, ты должен старую снять и продать, не взирая на личные привязанности. Потому что ни одному коллекционеру мира не удастся собрать все картины. Я принял решение расстаться с четырьмя из представленных здесь картин.
Самое интересное, что упомянутые работы внесены в целевую закупку областным министерством культуры и вполне могут остаться в Серпуховском музее на постоянное проживание.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*