ОДНОЙ СТРОКОЙ

Отголоски истории

В Музейно-выставочном центре работает экспозиция «Александровская слобода - забытая столица». Она повествует о 17-летнем историческом периоде, когда именно здесь фактически находился центр государства, заключались мирные договоры и дипломатические соглашения, хранилась казна, а главное – жил и правил первый царь всея Руси Иван IV. Данная выставка позволяет по-другому взглянуть на противоречивую личность Ивана Грозного, которого одни считают чуть ли не святым, а другие – мракобесом и кровопийцей.

Впрочем, основное внимание эта экспозиция все же уделяет не людям, а месту, где происходили исторические и, зачастую, трагические события, – Александровской слободе. Центром политической жизни Руси она стала в 1564 году, когда Иван IV окончательно рассорился с боярами и выехал из ненавистного с детства Кремля. До этого времени слобода была летней резиденцией Великих князей. Кортеж состоял из 4000 подвод, на которых, кроме царской семьи, переехали на новое место ближайшее окружение, охрана, челядь, легендарная библиотека, которую ищут до сих пор, и главное – казна.
— Довольно большая часть представленных здесь экспонатов – это археологические находки, сделанные при реставрации храмов XVI века, — рассказывает сотрудница МВЦ Марьяна Пантелеева. – Очень интересны образцы строительных материалов: черепица типа «бобровый хвост», стоки, узкий большемерный кирпич плинфа, фрагменты архитектурного декора, дубовые плиты пола, наборные мозаичные полы, гвозди разного назначения, замки и ключи к ним. Любопытный экспонат – слюда из оконных переплетов. В те времена делали маленькие окошечки, в которые она вставлялась вместо стекла. Очень интересны и проекты реконструкций храмов. Сейчас они выглядят несколько иначе, чем в XVI веке, – побелены на итальянский манер. А тогда каждый кирпич был разного цвета: белый, черный или золотой. И на каждом был нарисован крест. Иван Грозный был очень верующим, богомольным человеком, он создал в своей цитадели светский монастырь. Объявил себя игуменом, Малюту Скуратова – келарем, опричники и ближайшее окружение царя стали насельниками этого монастыря, носили темную одежду, похожую на иноческую. Каждое утро Иван Грозный с сыновьями поднимались на колокольню и звонили в колокола, потом была длинная церковная служба, которая плавно перетекала в пир.
Александровская слобода постепенно становилась центром искусства, науки и дипломатии. Здесь была открыта иконописная мастерская, книгописная палата, в которой был создан удивительный памятник русского книжного искусства – лицевой летописный свод. Лицевой означает, что на каждой странице были картинки, – здесь представлены некоторые копии из этой книги, в частности иллюстрирующие выезд царской семьи в Александров. Из Москвы сюда была перевезена полуразрушенная первая для нашей страны типография. В основном там печатали небольшие издания – листки, послания и так далее. Единственная книга, созданная здесь, «Псалтырь слободская», необычного для того времени формата – «четверка». До этого все книги делались размером в два раза больше, чтобы как можно меньше резать дорогостоящую бумагу. Один из экземпляров этого литературного памятника можно лицезреть на выставке.
Отдельная витрина отведена под царскую посуду – русскую медную и английскую оловянную. Блюда и кувшин, хоть и изрядно поцарапанные, очень хорошо сохранились, даже не верится, что им уже пять веков.
Немалое внимание на выставке уделено дипломатической роли Александровской слободы. Формально посольский приказ, учрежденный Иваном IV, находился в Москве, все делопроизводство велось там, но все посланники ехали в резиденцию к царю. В одной из рамок представлена копия вечного мирного договора с Данией, который так и не был подписан.
— Ливонская война показала, что с Россией не стоит ссориться, и датский король направил посланника с договором о вечном мире, — пояснила Марьяна Пантелеева. — Но Иван IV сделал свой проект соглашения, в который были внесены очень жесткие условия территориального характера. Копия этого документа здесь и представлена. Метровый пергамент, исписанной профессиональной мелкой скорописью, скрепленный царской печатью. Фредерик II ратифицировать это соглашение отказался, и вместо вечного мира было заключено лишь 15-летнее перемирие. Кстати, именно в Александровской слободе Иван IV написал знаменитые письма английской королеве, в которых он сначала предлагал свою руку и сердце ей, а через некоторое время, когда в очередной раз овдовел, — ее племяннице Марии Гастингс.
Трагедия, из-за которой Иван IV покинул Александровскую слободу, известна каждому. В 1581 году царь вошел в покои старшего сына. Третья жена Ивана Ивановича встретила свекра в нижнем платье. Разгневанный царь побил невестку, которая была на последнем месяце беременности, а когда за жену вступился сын, в гневе стукнул его набалдашником своего посоха. После смерти царевича государь не мог больше находиться в этом «кровопийственном месте» и вернулся в Москву.
Для групп детей, которые будут знакомиться с этой выставкой, подготовлена специальная интерактивная программа, в рамках которой историческая информация будет представлена в игровой форме, доступной для маленьких серпуховичей. В частности, их ждет представление теневого театра «Иван IV, убивающий своего слона». Оно повествует о том, какие подарки привозили царю иностранные посланники и какая судьба, порой, эти подарки ожидала. Также все желающие могут представить себя царским летописцем или жителем слободы XVI века, который составляет письмо в соответствии с принятыми в то время канонами.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*