ОДНОЙ СТРОКОЙ

Монастырь обрел мощи

В скором времени православные серпуховичи смогут приложиться во Владычном женском Введенском монастыре к мощам праведных, как их в церкви называют, Богоотец Иоакима и Анны, родителям Пресвятой Девы и архидиакона Лаврентия и преподобного Александра Свирского.

Об этом стало известно на Попечительском Совете, состоявшемся 2 августа. Обретение мощей Иоакима и Анны особо знаково для обители, ведь она носит имя Введенской.

В житиях Святых подробно описывается жизнь этих святых, которые 50 лет несли бремя бесчадности. Их горе усугублялось тем, что за это приходилось терпеть им скрытое презрение от окружающих, дошедшее до открытого уничижения, когда первосвященник отказался в храме принять жертву прав. Иоакима и тот вынужден был со стыдом удалиться. Страдания Анны, видящей бесчестие супруга, доходили до предела человеческих сил. Но в столь сильной скорби супруги не пороптали на Господа, неотступно молились.
«Не посрамил Господь терпения Своих верных рабов, но послал им архангела Гавриила принести весть о рождении благословенной Дщери – Пречистой Девы Марии. Праведные супруги с еще большим усердием продолжали подвиги благочестия, постом, молитвами и добрыми делами готовясь стать достойными родителями». В положенный срок Анна родила дочь, и назвали ее именем Мария, которая стала, говоря церковным языком, предъизбранной Матерью Господа. Когда Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возжженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. В честь этого события наша женская обитель и носит название Введенской. Как сказала настоятельница монастыря игумения Алексия, мощи Иоакима и Анны планируют разместить в Веденском Соборе, в иконе, где Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Александр Свирский известен тем, что ему являлась Святая Троица. Преподобного Александра Свирского называют «тайнозрителем Святой Троицы», вторым – русским – Авраамом: как и ветхозаветный пророк, он удостоился видения Светоносной Троицы, указавшей место будущего монастыря.
Что касается мощей преподобного Александра Свирского, то они весьма примечательны своим нетлением. Известно, что в январе 1919 года мощи были увезены в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-медицинской академии. По свидетельству сотрудников, в годы революции в кафедральном музее появился экспонат, который так и остался незафиксированным в скрупулезно составленных каталогах. На основе антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный «экспонат» представляет собою полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1614 году. Подтверждали принадлежность «экспоната» к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке. Характер их не оставлял сомнений, что это изымались частички плоти для мощевиков. Мощи были совершенно нетленны, то есть, сохранили прижизненную конфигурацию тела. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования, говорили гистологи. «При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут — разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса — таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют», — говорили они. Гистологи удивлялись тому, что состояние плоти прп. Александра — его святых мощей — находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма», — писали в заключениях научные сотрудники. Старейший сотрудник Военно-медицинской академии, анатом, кандидат медицинских наук М. В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е. Р. Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивал сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица, не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная, вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица. Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Частицу вот таких чудесных мощей обрел Владычний монастырь. Еще не решено, где их разместят: в иконе, которую надо будет заказать для такого случая, или в мощевике. Поместят святыню в ныне действующем храме в приделе Георгия Победоносца. Игумения Алексия склонна к иконе – тогда люди, пришедшие приложиться к мощам, смогут видеть лик святого, к которому обращаются.

Светлана Мусатова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх