ОДНОЙ СТРОКОЙ

Любая любовь обречена…

«Всегда и всюду границы, границы... Границы времени, границы пространства, границы государств. Границы наших сил. Только наши надежды не имеют границ»… Вы еще не смотрели «Варшавскую мелодию» в городском музыкально-драматическом? На его сцене играли печальную историю. Про любовь, светлую, но обреченную. Историю простого советского парня, легкого, живого, бесшабашного Виктора и замороженную страшной войной польскую снежную королеву Гелену. На это действо стоит посмотреть, и такая возможность у вас еще есть.

…1946 год. Снежная Москва. Всё началось со случайной встречи на концерте, слушали Шопена. Она приехала из Польши и учится в консерватории. Он – молодой русский парень, в жизни которого ничего, кроме войны, не было, собирается стать профессиональным виноделом. Провожая высокомерную красавицу Гелену домой, забрасывает её самыми разными и очень непосредственными вопросами, чем и заинтересовывает. Девушку забавляют его поведение и совершенно неумелые ухаживания, тем не менее она соглашается на свидание. Затем прогулки по заснеженной Москве, посещение музея, поцелуи тайком от дежурной. А позднее они вместе встретят Новый год – вино из граненых стаканов, полное отсутствие закуски… Правда, сначала Виктор, измотанный разгрузкой вагонов (зарабатывал на туфельки своей принцессе), уснёт прямо за столом… Всё очарование студенческой молодости: рождается чувство, для которого не помеха ни национальность, ни почти полное отсутствие денег. Любовь без пафоса, такая искренняя и неподдельная, оказалась трагичной и тяжелой, с надрывом и десятилетиями томительного ожидания: «настоящий букет создаётся выдержкой», говорят герои.

Зритель и плакал, и смеялся, вспоминая советское прошлое и истории своей собственной жизни. Пьесу Леонида Зорина можно разбирать на цитаты. «Я советский гражданин, что поделать, мне для счастья не хватает документа…» — заявил, делая предложение любимой, Виктор. И в тот самый момент, когда влюблённые готовы вот-вот узаконить свои отношения, в СССР издаётся закон: русским запрещены браки с иностранцами. Разрыв неизбежен, один из театральных критиков как-то назвал его «болезненным и неописуемым, как агония…»
Спустя десять лет, Гелена стала известной певицей, а Виктор, уже доктор наук, приехал с советской делегацией в Варшаву. Она несвободна, он женат, но не смог ей не позвонить. Встреча в ресторане. Геля рассказывает Виктору, что, приезжая в Вавель, всегда пишет записки королеве Ядвиге (в Польше есть традиция писать пожелания благочестивой правительнице), чтобы она вернула ей Виктора. Виктор говорит ей, что он помнит все… Но советские «моральные условности» не дают им ни малейшего шанса… Всего несколько часов им удаётся провести вместе, прежде чем снова расстаться почти на десять лет.
Третья встреча случилась в Москве. Она приезжает на гастроли, он приходит на концерт послушать родной голос. Оба уже одиноки, как в юности. Но финал — жестокий, хоть и единственно возможный: любовь ушла, герои уже не верят друг другу и не способны перепрыгнуть разделяющую их пропасть, созданную временем и всё теми же социальными условностями…
Пьеса сложная, многогранная. Но Екатерину Гвоздикову, дебютировавшую с нею в качестве режиссёра, это не смутило. Не смутило и Настю Собину с Димой Глуховым. Анастасия призналась позже, что мечтала об этой роли со студенчества. Художественный руководитель Павел Цепенюк дал идее «зеленый свет», он всегда даже провоцирует своих актеров, «подначивает» на самостоятельную творческую работу. И вышло, скажем без прикрас, бесподобно.
Да, постановка сложная, да, замахнулись. Но ведь получилось! К слову сказать, сразу после спектакля захотелось сравнить спектакли и игру, полночи просматривала и сопоставляла. Россия знает многих Гелен. Это и незабываемая Юлия Борисова в паре с Михаилом Ульяновым, и непревзойдённая Алиса Фрейндлих с Солоницыным, и Гришаева с Исаевым, и сегодняшние Юлия Пересильд с Даниилом Страховым… Но наши ребята!!! Сыграли даже то, к чему, наверное, не стремились, и то, что не сыграть ну попросту нельзя. Взгляды, эмоции, жесты!
И это ещё не все. Гвоздикова усложнила задачу, а Настя с Димой были вовсе не против: спектакль был поставлен в формате малой сцены. Вы находитесь в паре метров от актёров, вы слышите их дыхание, обычную, не усиленную динамиками и микрофонами речь, видите выражение их глаз. Эта максимальная приближенность к зрителю требует наивысшего мастерства исполнения, полной естественности и органичности. При таком подходе, с одной стороны, многократно возрастают возможности и роль актера: ему дана большая свобода, он заменяет декорации и конструкции своей игрой, пластикой, эмоциями. С другой – диалог со зрителем требует искренности и естественности, театральность и нарочитость актерской игры смотрятся фальшиво. Возникает доверие между исполнителем роли и зрителем, бывшее ранее уделом камерных постановок. И с этим ребята тоже справились!
Еще хочется отметить, что увиденная история более чем правдоподобна и вполне может произойти с кем угодно. Потому зрителю не сложно поставить себя на место персонажа. А значит, почувствовать полноправным участником драмы. Это реальность, как она есть!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх