ОДНОЙ СТРОКОЙ

Гармония красоты и аскетизма

Именно так можно охарактеризовать неповторимое явление в церковном искусстве — русское медное литье. Это, прежде всего, литые кресты, иконы и предметы церковной утвари. Подобные священные изображения составляют особый вид отечественной культуры, они стали обычной принадлежностью каждого верующего человека.

На рубеже 18-19 веков изготовление литых икон, складней, крестов сделалось достоянием исключительно старообрядцев. Распространение литых икон в старообрядчестве, причем в наибольшей степени у беспоповцев, объясняется прежде всего историческими условиями существования последователей старой веры. На протяжении двух с половиной столетий они преследовались государственной властью, находясь в положении странников. Постоянно переносить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Иконы, написанные на дереве, недолговечны, их трудно было скрывать при постоянных обысках. Литые же иконы и кресты оказались более подходящими к условиям странствования. При гонениях их было легко спрятать, перевезти в безопасное место. Они не занимали много места, были прочны и, что немаловажно, недорого стоили. Меднолитая пластика всегда вызывала интерес у исследователей старообрядческой культуры. Коллекция меднолитой пластики Серпуховского историко-художественного музея невелика, но представляет собой интересный материал. Кресты и иконы играли важную роль в убранстве староверческих моленных. Меднолитые кресты и иконы часто врезались в доски, порой создавая интересные композиции. Кресты и иконы, врезанные в доску, могли дополняться живописью. В коллекции Покровской старообрядческой церкви (филиала СИХМ) находится уникальная икона с киотным крестом «Распятие с предстоящими», Ангелом Хранителем и святой Параскевой Пятницей на полях. Автором киотного креста был известный мастер-чеканщик, старообрядец — Родион Семенович Хрусталев, работавший в одном из «медных заведений» Лефортовской части Москвы в конце XIX века. На бортике нашего креста стоят «заветные» для каждого специалиста буквы «Р.Х»- инициалы Родиона Хрусталева. Их можно сравнить с клеймами фирмы Фаберже на пасхальных яйцах и ювелирных изделиях. Для вещей, связанных с именем Родиона Хрусталева, характерно сочетание тончайшей проработки всех деталей рельефа и мастерски подобранных цветов и оттенков стекловидных эмалей, которые делают образ креста ярким, объемным и насыщенным. Имя художника, внесшего заметный вклад в создание произведений медной пластики, было установлено только спустя многие годы, когда начали анализировать образцы литья, на которых встречались аббревиатуры «Р.Х».
Как правило, мастера-литейщики свои произведения датировали и клеймили крайне редко. А если и встречаются инициалы мастера, то это настоящее событие для музейного работника или коллекционера. Для Серпуховского музея обладание подобным экспонатом имеет большое значение. Родион Хрусталев был одним из самых талантливых и востребованных медников Москвы, его изделия являются гордостью для музейных и частных коллекций России.
Композиция киотных крестов Хрусталева разрабатывалась в строгом соответствии с канонами, ревностно хранившимися старообрядческими художниками, ведь выплавить крест, пользуясь при этом простыми и примитивными технологиями, было делом сложным, достойным только руки опытного творца. И под такой работой не грех было поставить свой знак, что можно и наблюдать в верхней части креста с лицевой его стороны…
Сегодня искусство медного литья возрождается. Но истинным образцом по-прежнему служат именно старые кресты, иконы и складни, сохраненные музеями, церковными и частными собраниями.

Научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Светлана Мухова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх