ОДНОЙ СТРОКОЙ

«Нельзя финансировать ЖКХ по остаточному принципу»

Проблемы жилищного фонда неожиданно вышли на первый план в ходе обсуждения показателей бюджета на очередном заседании Совета депутатов, которое состоялось в прошедшую среду. Причиной тому стало финансирование ЖКХ по остаточному принципу.

Вопросов больше, чем ответов

Повестка дня заседания городского «парламента» на этот раз как никогда изобиловала вопросами финансового характера, как нотный стан линиями. Исполнение бюджета за минувший год, наполнение и расходование казны за первый квартал текущего года, внесение изменений в статьи предстоящих трат и тому подобное. Не заседание, а прямо-таки услада слуху экономиста.
Однако тональность, которую выбрал в своем выступлении первый заместитель главы Алексей Воробьев, говоря о показателях прошлогоднего бюджета, явно вошла в диссонанс со слухом председателя Совета Олега Кузнецова.
– По вашему голосу – такое ощущение, что бюджет не выполнен, – отметил он, когда чиновник завершил свой доклад, и добавил: – Такого бюджета еще не было ни в этом, ни в том созыве депутатов. Бюджет великолепен и с таким объемом финансирования, а вы так его докладываете. Грустно всё, нет радости в вашем голосе.
Обсуждение показателей бюджета с «ля-минора» перевел в «до-мажор» своим заключением председатель Контрольно-счетной палаты города Роман Горбунов. Он отметил, что «бюджет 2013 года исполнен по доходам в 1,47 раза больше, чем планировалось, а по расходам – в 1,43 раза больше от первоначально утвержденного плана». Однако обертоном к сказанному стали показатели просроченной кредиторской задолженности (390 млн.руб.) и величина муниципального долга в размере 540 миллионов рублей. Роман Горбунов также обратил внимание депутатов на задолженность по арендной плате за землю, которая по итогам года составила 135 млн. рублей. Тем не менее председатель Контрольно-счетной палаты отметил эффективное управление по обслуживанию муниципального долга, которое снизило расходы на 15%.
Впрочем, мажорная тональность оборвалась на первом же вопросе депутата Владимира Грачева.
– На фоне благоприятного исполнения бюджета я бы хотел задать вопрос, – начал он исподволь. – Какая сумма была потрачена на содержание и ремонт жилищного фонда?
– В пропорции с другими статьями расходов сумма не значительная, – ответил ему Воробьев и дальше напомнил депутатам, что приоритеты в бюджете были расставлены народными избранниками, когда они принимали этот финансовый план. Такую же позицию занял другой первый заместитель главы Альберт Колотовкин, который курирует городское хозяйство.
Услышав схожую позицию чиновников, Владимир Грачев обратился к коллегам.
–  На содержание ЖКХ закладывается чуть больше, чем на культуру и кинематографию, – отметил он. – На культуру и кинематографию – 112 млн., а на ЖКХ – 138 млн. рублей… Я не желаю обидеть культуру, но соотношение фондов несоразмерно. Мой вопрос не случаен. 90% обращений к депутатам – это вопросы ЖКХ. Из года в год мы закладываем минимально недопустимую сумму, которую требует эта отрасль… Нельзя финансировать ЖКХ по остаточному принципу.
Когда же у микрофона завершил выступление председатель Комитета по финансам и налоговой политике Олег Киселев по исполнению бюджета текущего года за первый квартал, внимание собравшихся на вопросе ЖКХ заострил сам председатель Совета Олег Кузнецов.
– Почему бы профицит бюджета (135 млн. рублей) не направить на решение проблемы, которую озвучил В.Н. Грачев? – обратился он к чиновнику, когда тот сообщил, что эти деньги были выделены на погашение многолетних долговых обязательств. При всем при том его вопрос завис в воздухе, пока новый не задал Владимир Грачев.
– Предусматриваются ли изменения в бюджете в части финансирования противопожарных мероприятий в высотных домах? – обратился депутат к администрации.
– В связи с тем, что у нас есть собственники в домах,  я думаю, надо смотреть с точки зрения законности траты муниципальных денег на частную собственность, – обозначил свою позицию первый замглавы Альберт Колотовкин.
Однако желание всё переложить на плечи собственников жилья сразу же встретило возражение в лице председателя Олега Кузнецова. Он напомнил, что муниципалитет также является собственником квартир в многоэтажках. К тому же выделить 2-3 млн. рублей на установку пожарной сигнализации в высотном доме – непомерное бремя для жителей, а вот предусмотреть средства на эти цели в профиците бюджета вполне можно было бы.
Доводы председателя подкрепил своими аргументами Владимир Грачев, как директор управляющей компании «Ремонтник».
По словам депутата, в большей части высотных домов системы сигнализации и дымоудаления отсутствовали при принятии их  муниципалитетом в эксплуатацию. К тому же, прежде чем отдавать в собственность, муниципалитет должен был привести дома в исходное состояние, но этого не было сделано. Вместо этого в прошлом году администрация настояла на проверке инспектирующими органами данного вопроса. Механизм контроля со стороны пожарных служб закрутился, они начали предъявлять иски в суд, а  муниципалитет сделал шаг в сторону и круг замкнулся на собственниках квартир и управляющей компании, которой приходится платить огромные штрафы.
– Зачем надо было поднимать эту тему, если администрация никак не хочет участвовать в ее решении? – вопрос, которым подытожил свое выступление Владимир Грачев, на этом заседании так и не нашел ответа…

И снова ЖКХ

Впрочем, информируя о состоянии жилищно-коммунального хозяйства, первый заместитель главы Альберт Колотовкин на мажорной ноте сообщил, что Серпухов получил в правительстве Московской области десять баллов из десяти возможных за безаварийное прохождение отопительного периода.
По проценту износа инженерных коммуникаций наш город также оказался в лучшей ситуации. Однако мог быть еще лучше, если бы не огромные долги (порядка 120 млн. рублей)  МУП «Управляющая компания» Серпуховского муниципального района перед «Водоканалом», а также министерства обороны в размере 58 млн. рублей перед «Теплосетью».
Есть повод порадоваться и тому, что в этом году из областного бюджета выделено 20 млн. рублей на текущий ремонт дворов и внутриквартальных территорий по 55-ти городским адресам.
Также текущий ремонт «картами» ожидают дороги на улицах Пролетарская, Чернышевского, Весенняя (возле школы №2), Подольская, Ворошилова (спуск с первой Московской до моста), Красный Текстильщик (около ДК «Исток»), а также на Борисовском и Окском шоссе. Капитальный ремонт со строительством тротуара по правой стороне дороги ожидается на 2-й Московской – от площади Ленина до поворота на монастырь. Будет также расширен въезд в город на пересечении улиц Звездная и Дзержинского.
– Кто бы что ни говорил, но независимый социологический опрос, представленный правительством Московской области, показал, что удовлетворенность населения города жилищно-коммунальными услугами составила 52,4%, – подытожил свой доклад первый замглавы Альберт Колотовкин и добавил: – На этой оптимистичной ноте я хотел бы закончить информационное сообщение.
Однако звучание мажорной ноты было бы однотонным, если бы депутаты не подняли ряд острых тем, которые волнуют их избирателей.
– У меня в округе 37 жилых домов, половина из которых требует капремонта кровли и фасада, из них два дома аварийных, – обратилась к Колотовкину депутат из Занарья Инесса Жарова и добавила: –  Детский сад №8, который находится в частном секторе, утонул в грязи и детям пройти невозможно.
– Нужен инвестор, – такое решение проблемы высказал первый замглавы. Другим выходом из сложившегося тупика может стать программа капитального ремонта, средства на которую вскоре начнут собирать с миру по нитке со всех жильцов многоэтажек, как раньше в кассу взаимопомощи.
Злободневной для горожан остается проблема ветхого фонда, которую подняла перед заместителем главы другой депутат из Занарья – Валентина Ковалева.
– Какая работа ведется, и стоят ли эти дома на кадастровом учете? – спросила она у Колотовкина.
По его словам, программа по переселению из ветхого фонда, которая ранее действовала в области, перестала финансироваться. Теперь ветхое жилье стало прерогативой фонда содействия и реформирования ЖКХ. Однако получить финансирование из него город не может. Фонд содействия и реформирования ЖКХ предъявляет достаточно жесткие требования.
Одно из них – наличие 80% частных предприятий в коммунальной сфере, другое – оборудование порядка 80% жилого фонда общедомовыми приборами учета. Ни одно из них город выполнить пока не может.
Говоря же об оформлении земель под жилыми домами, Колотовкин отметил, что кадастрирование идет со скрипом. К тому же у него есть опасение в том, что если появится собственник земли, то он может потребовать плату за транзит тепла у «Теплосети»  или воды у «Водоканала».
С другой стороны, если не оформлять, то откуда появится инвестор. Поэтому вполне резонным стало замечание председателя Совета Олега Кузнецова о том, что больше половины квартир в ветхом фонде муниципальные, так почему же администрации самой не выступить инициатором кадастрирования земельного участка, чтобы искать инвесторов.
В общем, куда ни кинь – всюду клин, а в ЖКХ «холмов» всегда хватало. Без должного же финансирования этой сферы вопросов становится куда больше, чем ответов. И тональность их звучания тут ни при чем.

Марат БУЛАТОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*