ОДНОЙ СТРОКОЙ

Куда уходят миллионы

В Серпухове до 1 января 2015 года не существовало норматива на потребление тепла. Его, как такового, в природе не было – доказано судом, но строка «отопление» пугает горожан весьма и весьма внушительной цифрой. Каждый месяц многие из нас платят за квартиру не думая, почему в той или иной графе появляются именно такие суммы, какие мы видим. Однако возмущаться росту тарифов мы не забываем. Но когда появляется желание разобраться с размером платежа, с удивлением понимаем, что это не так просто, как  «дважды два». Знаем одно – дорого! Между тем мы все чаще и чаще видим по телевизору и читаем в газетах утверждения о том, что наши управляющие компании «жиреют» на наших деньгах и зарабатывают миллионные прибыли. Еще бы – в среднем один 80-квартирный дом платит за ЖКУ более 300 тыс. рублей в месяц, умножим на 12 месяцев. Куда все девается?  Разобраться в дебрях   кубометров и гигакалорий нам согласилась помочь главный бухгалтер ООО «Ремонтник» Елена Алексеевна Чеснакова.

Посмотрим на квитанцию

Квитанции выглядят так: в верхней части  общая сумма платежа,  предназначенная  для отчетности той организации, через которую проходит платеж, данные о плательщике и жилье,   штрих-коды для обработки данных абонента, количество официально проживающих: эта величина используется при определении того, сколько вы потребили холодной и горячей воды, если жилье не оборудовано счетчиками. Также указывается  общая площадь квартиры, дома, «жилых»  и «нежилых» квадратов.  Показатели общей площади  нужны при расчете размера платы за содержание дома, а также за отопление.   Нижняя часть содержит  расшифровку сумм по видам коммунальных и жилищных услуг. Посмотрите внимательно: вся плата условно делится на два блока – «Содержание и текущий ремонт жилого фонда» и «Коммунальные услуги».
Первый блок – это деньги, которые  переводятся  управляющей компании  за то, что она домом управляет, обеспечивает чистоту лестничных клеток, вывозит мусор и выполняет текущий ремонт.  Второй блок – это плата за отопление, холодную и горячую воду, водоотведение, газ и другие услуги. Очень важно знать: управляющая компания «Ремонтник»  перечисляет эти средства через МУП «РКЦ»  поставщикам данных ресурсов, вроде  МУП «Серпуховская теплосеть» или «Водоканал – сервис».
— Давайте посчитаем, — комментирует квитанцию Елена Алексеевна.  —   Из всей суммы, которую мы видим, порядка 30% приходится на  «содержание общего имущества многоквартирного дома» и «текущий ремонт» (сюда входят затраты на управление, сам текущий ремонт, техническое обслуживание, санитарное содержание и благоустройство домовладения). Сумма за эти услуги рассчитывается в зависимости от площади жилья.  4% платежа – прочие услуги и до 63% — коммунальные платежи. Плата за отопление, уборку лестничных клеток, содержание придомовой территории, техобслуживание и ремонт лифтов начисляется исходя из «метража» квартиры. Суммы за холодное и горячее водоснабжение, газ  рассчитываются по другому принципу — ставку надо умножить на количество прописанных в вашей квартире человек. Про содержание и ремонт жилищного фонда рассказывается много, а про то, из чего складывается «коммуналка» — тишина. Казалось бы, должно быть наоборот.

Сколько и что идет на УК

— В каждой управляющей организации тарифы на содержание и текущий ремонт  разные. У нас в среднем 25 – 36 руб. кв.м, в зависимости от благоустройства МКД, — продолжает комментировать квитанцию главный бухгалтер ООО «Ремонтник» Елена Алексеевна Чеснакова.  —  Много это или мало? Перечень работ утверждается общим собранием жильцов. Есть Постановление Правительства №290, которое содержит полный перечень необходимых работ. Есть Правила содержания и эксплуатации жилого фонда (№170), за выполнением которых четко следит Жилинспекция. Мы делали экономический расчет по государственным расценкам: если бы управляющая компания выполняла полностью  весь этот перечень, не спрашивая, хочет того собственник или нет, то тариф на 1 квадратный метр составил бы порядка 90 рублей, без учета услуги управления. Перечень работ у всех управляющих организаций разнится, потому что в него включаются те работы, которые необходимо сделать в каждом конкретном доме. Именно поэтому УК согласовывают эти документы с собственниками.
Из строки «содержание и ремонт» порядка 12% идет на управление домом. Сумма, по сравнению с другими, совсем не значительная, но неизменно вызывает большое количество вопросов. Безусловно, сюда закладывается заработная плата управленцев. Кстати, очень грамотных: наши специалисты регулярно обучаются на семинарах, отслеживают новые тонкости постоянно меняющегося законодательства. Это, кстати, необходимость, иначе как, к примеру, отстаивать интересы жильцов в судах, коих несметное множество?
 Сюда же, в содержание и ремонт, входят уборка территорий, лестничных клеток, сбор мусора,  заработная плата дворников и уборщиков. Все остальные поступающие средства проходят через УК транзитом – собрали, тут же отдали. К примеру, в строке «содержание…»  заложено техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Закладывать стоимость в тариф обязывает закон. Есть техническое обслуживание лифтов – также в тарифе. Есть текущий ремонт кровель, межпанельных швов, ремонт инженерных коммуникаций. Все эти работы выполняют наши постоянные подрядчики, деньги идут им, на оплату работы и материалов, а не только на содержание сотрудников управляющей организации. Плюс ко всему, 3% собственников регулярно не платят по квитанциям, а за то же тепло и воду мы ресурсоснабжающей организации должны заплатить полностью. Никого не волнуют эти недоплаты, а по итогам 2014 года уровень платежей составил 97%. Таким образом, из 12% от средств, поступающих на содержание и текущий ремонт, на УК остается, по факту, и вовсе 9%.
Что касается разницы тарифов, то это зависит от дома и его технического состояния. Если он без лифта и мусоропровода,  цена одна, если с ними – другая. Мы стараемся к каждому дому подходить индивидуально, где-то предлагаем повысить тариф (в этом году на 5%, в некоторых домах  тарифы не повышались с 2010 года). Хотя обязательный перечень работ, желают того жильцы или нет, в тариф будет заложен – это закон. Но опять же, все очень индивидуально и напрямую зависит, повторю,  от технического состояния дома, и, конечно, от ответственности жильцов  за свою собственность, от их желания содержать дом в должном порядке.
Мы же в свою очередь готовы отчитаться за каждую потраченную на нужды дома копейку. Управляющую организацию постоянно кто-нибудь да проверяет, по большей части, по инициативе администрации города, но по расчетам у нас никаких нарушений нет. И, вопреки негативному мнению, которое неустанно формируют как власти, так и средства массовой информации разного уровня, на управление домом и его содержание собственники тратят совсем немного. Как было сказано выше, 63% от суммы, указанной в квитанции, уходит на коммунальные услуги.

 А что с нормативом и коммуналкой в целом?

Итак, мы видим, коммунальные услуги формируют львиную долю итоговой суммы, которую нам выставляют в квитанции. Как и в строках с жилищными  услугами, справа от названия ресурса (холодная вода, отопление и т.д.) указан тариф. Он  обычно меняется раз в год.  Тариф на воду привязывается к кубометрам, а на отопление нашего жилья – к сложной единице измерения, которую  называют «Гигакалория в час». Она показывает нам, сколько тепловой энергии проходит  через наши сети за 60 минут времени, то есть  объем потребления тепловой энергии в час.  Сами суммы  за услуги  считаются  разными способами. Это зависит от того, есть ли в доме   общедомовые и индивидуальные счетчики.
Нормативы потребления тепловой энергии на отопление высчитываются, исходя из климатических условий региона, типа дома, материала стен и крыши, износа коммунальных сетей и других показателей. В итоге получается количество энергии, которую приходится затратить на обогрев 1 квадрата жилой площади в данном здании. Это и есть норматив.
С 1 января 2015 года он в Серпухове, наконец-то появился и составляет 0,0194 Гкал/кв. м.   Общепринятой единицей измерения признана Гкал/кв. м – гигакалория на квадратный метр. Основной параметр – средняя температура окружающего воздуха в холодный период. Теоретически это означает, что если зима была теплой, то платить за отопление придется меньше. Однако на практике так обычно не получается.
— Если  общедомовый  прибор учета тепловой энергии отсутствует, то оплата за тепло начисляется, исходя из норматива, который должен  дифференцироваться в зависимости от типа дома. Должен, но не дифференцировался, — продолжает Елена Чеснакова  – В Серпухове просто не было такого понятия. Равно как и не существовало  норматива на потребление тепла как такового. Точнее, по нему платили, но установлен он был в размере 0,02Гкал/кв.м … в 2000 (!) году, еще до принятия в новой редакции в 2005 году Жилищного кодекса, Постановлений правительства и других законов, регламентирующих предоставление коммунальных услуг. По сути, принятые за последние десять лет законы норматив 2000 года отменили, более того, в 2012 году полномочия городской власти по установлению норматива перешли в область. Все муниципалитеты привели свои дела  в соответствие, кроме Серпухова.   Но все это время норматив (кстати, по мнению многих специалистов, завышенный, выше, чем в других муниципалитетах области) по непонятным причинам применялся на непонятных основаниях. Городская власть по этому вопросу в министерстве ЖКХ не появлялась, но тариф (стоимость гигокалории) каждый год повышать не забывала. Так и шло, пока «продвинутые» горожане из Владычной слободы,  не согласные с тем, что с них берут плату по несуществующему нормативу, не обратились в суд. Честно говоря, не верилось, что они докажут свою правоту. Но они доказали. Применяемый все эти годы норматив был отменен Судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда (см. апелляционное определение по гражданскому делу №33-25980/2013), его признали противоречащим закону и недействующим с момента издания Постановления главы города Серпухова №40 (18.01.2013г.) По закону вроде бы начислять плату населению следовало бы по предыдущему Постановлению, но оно же было отменено Постановлением №40, которое, в свою очередь, отменил суд. Таким образом, в Серпухове просто не было Правового акта, устанавливающего размер платы за тепло. Почему – можно только догадываться.
Если в доме стоит счетчик на тепловую энергию, то плата за отопление делится между всеми жителями согласно площади их квартиры. Показания общедомового прибора управляющая компания передает в РКЦ, который проводит расчеты по формуле.
Нормативы используются и для определения платежа за холодную и горячую воду, если в квартире нет счетчиков, тариф умножается на норматив, а затем – на количество проживающих граждан. Плата по нормативу остается неизменной, кроме общедомовых нужд. Правда, платеж за воду изменится, если в квартире пропишется еще один человек или кто-то, наоборот, официально зарегистрируется по другому адресу.
Если в квартире стоят счетчики на холодную и горячую воду, то их показания умножаются на тариф,  и итоговая сумма, вместе с общедомовыми нуждами выставляется к оплате. Естественно, что при наличии счетчиков размер квартплаты меняется каждый месяц – в зависимости от потребления.

Другие коммунальные услуги

Вода и тепло являются самыми дорогими коммунальными услугами. Но помимо них, в квитанции есть также «водоотведение» и «общедомовые нужды». «Водоотведение» – это затраты «Водоканала» на канализование использованной нами воды. Если в квартире стоят счетчики, то размер платежа определяется так: показания приборов на горячую и холодную воду суммируются, а затем умножаются на тариф. Если счетчиков нет, то все проще: норматив умножить на тариф. Под «прочими» подразумеваются   радио,  телевидение, домофон и др.  Завершает платежку строка «капремонт».  

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*