ОДНОЙ СТРОКОЙ

Классика пикториальной фотографии

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения нашего земляка Николая Платоновича Андреева – фотохудожника с мировым именем. В отделе истории, археологии и пикториальной фотографии Серпуховского историко-художественного музея на Калужской, 48 запланирован целый ряд мероприятий, посвященных юбилею мастера. В первую очередь, это цикл выставок под общим названием «О России с любовью». Первую из них, «Зимний вернисаж», уже можно увидеть.

— Здесь представлены лучшие работы, или как говорят, фотографии первого плана, — пояснила куратор выставки и внучка фотохудожника Наталья Дурынина. – Это действительно знаковые снимки. Николая Платоновича иногда называют зимним фотографом, потому что он очень любил это время года. Все фотографии сделаны в 20-30 годы прошлого века. Здесь показаны работы, выполненные в техниках бром-серебряной печати (черно-белые снимки) и в бромойле, когда фотографии подкрашивались масляными красками для большей выразительности изображения. Эту технику вы можете увидеть на таких работах, как «За водой», «Морозное утро», «Зимний обоз» и других. Весной откроется следующая выставка «Женский образ», а летом – заключительная «Лирика русского пейзажа». На каждой экспозиции будет представлено 25-30 репродукций фотографий. Многие из них специально увеличены, чтобы можно было изучить детали. Во второй половине года, ближе ко дню рождения Николая Платоновича, мы откроем традиционный фестиваль «Андреевская осень».
На открытии выставки директор СИХМ Людмила Гафурова сообщила, что Министерство культуры Московской области всегда очень внимательно следит за мероприятиями, посвященными творчеству Андреева, и с большим трепетом относится к наследию фотохудожника. Это вызвало резонный вопрос: не хочет ли минкульт помочь с реконструкцией мемориального дома Андреева на 1-ой Московской.
— Я занимаюсь решением этой проблемы уже не первый год, — ответила она. — За последнее время у меня было довольно много встреч с различными людьми, которые могут оказать нам содействие. Некоторые подвижки уже есть. Не все так легко и просто, но мы надеемся, что в будущем работы по реконструкции мемориального дома Николая Андреева начнутся.
Николай Платонович был признанным мастером пикториальной фотографии, ставшим классиком еще при жизни. Его работы занимали призовые места на самых престижных международных конкурсах. На Родине же к творчеству фотохудожника относились с прохладой. Его заслуги, конечно, признавали и даже включили имя Николая Андреева в Большую советскую энциклопедию, но лиричность и живописность его фотографий в то время считались якобы ненужными. Пренебрежение талантом этого блестящего фотографа наглядно иллюстрирует одна история, которую на открытии выставки рассказала Наталья Дурынина.
— В 1929 году Николай Андреев был награжден дипломом шведского журнала «Camera», — сообщила она. – Этот документ вы также можете увидеть на выставке. Помимо общественного признания лауреат такой награды еще и обладал правом на пожизненную подписку на журнал. Естественно, местные чиновники не могли допустить, чтобы кто-то спокойно получал журнал из-за рубежа. Но и на границе его задержать не могли – Николай Платонович должен был расписаться в получении, чтобы в редакции думали, что журнал до него доходит. В итоге специальный человек приносил ему посылку в запечатанном пакете, ждал роспись и потом уничтожал журнал – обычно бросал в печку. Чудом уцелело только несколько экземпляров.
Время расставило все по своим местам – атмосферные фотопейзажи, пронизанные любовью к Родине не утратили своей актуальности. Они в полной мере передают красоту русской природы во всем ее многообразии. Убедиться в этом можно, придя на выставку «Зимний вернисаж». Она будет работать до 5 марта.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*