ОДНОЙ СТРОКОЙ

«Камерный»: философия театра Валерия Якунина

Два брендовых спектакля везет в Серпухов Московский Камерный театр под руководством Валерия Якунина. 12 февраля, в день рождения своего художественного руководителя, актеры театра представят на сцене Гортеатра сказку «Малыш и Карлсон» (12-00) и фантазию на тему пародии рыцарского романа Сервантеса «Дон Кихот, его слуга, его сны и его лошадь» (17-00). Постановка «Дон Кихот» отмечена как столичной театральной критикой, так и фестивалями (по мнению жюри международного фестиваля «Славянские театральные встречи-2011», в этом спектакле занят «Лучший актерский дуэт»).


В театре Валерия Якунина – атмосфера доверительно-семейная. Театр располагается в огромном здании вблизи метро «Кузьминки», здесь с ним соседствуют еще два профессиональных театра. Порой чересчур энергичные сцены в спектаклях, идущих одновременно в трех залах, отдаленным эхом внедряются в пространства друг друга. Но отвлечь зрителя от постановок Камерного не может ничто. Любой спектакль, выпускаемый под «якунинской» маркой качества, становится «хитом», яркой талантливой заявкой в чрезвычайно конкурентном московском театральном сообществе. Да, смею утверждать, что театр под руководством Валерия Якунина занимает особенную нишу не только в Москве, но и в России – ведь этот театр много и успешно гастролирует по малым и большим русским городам. Гастролирует – значит, «работает» на собственное «имя». Значит, имеет богатый выверенный репертуар. Значит, хорошо знает истинные российские театральные реалии…
Первое дело в театре – зритель. Чтобы он приходил, увлеченный постановками, от премьеры к премьере, нужна крепкая одаренная команда, нужен свой особый творческий «почерк», нужна и «вентиляция» – свежий поток режиссерских идей, который может возникнуть только при условии, что театр привлекает новые силы – ищет интересных, способных  режиссеров. Еще обязательное условие – психологичность действия, естественность игры.
-Во времена, когда писал Мольер, люди были простодушнее, – говорит художественный руководитель Камерного театра Валерий Якунин. – Играть было легче. Сегодня зритель умнее, информированнее. Зрители, к примеру, заранее знают, что классический Скапен всех обманывает. Теперь они должны увидеть загадку в других персонажах. Сегодня все уже объявлено. Ты должен начать более сложную игру. Пусть первый план уйдет, растворится. Тогда станет интереснее. Сцены станут интеллектуальнее. Зритель будет – удовлетвореннее…
Спектакль-фантазия режиссера Владимира Красовского «Дон Кихот, его слуга, его сны и его лошадь» – постановка в жанре философской притчи, весьма популярном сегодня. Сюжет закольцован, свернут в спираль вечности – от бытового к нематериальному, от сказочного к драматическому. В тюремной камере в ожидании кары заперты каторжник, продажная девка Альдонса и дон Мигель. Чтобы хоть чем-то облегчить невыносимость своего состояния, каторжник побоями заставляет дона Мигеля рассказывать сны и истории, которые так необыкновенны, ярки и волшебны, что обретают плоть и кровь, и камера смертников уступает место картинам богатых пиров, карнавальных событий, в которых комедия идет бок о бок с трагедией. Крохотное тюремное пространство становится ристалищем, на котором ломаются копья разных мировоззрений, разных философий и представлений о смысле бытия. Постановка, наполненная блестящим юмором, поднимает, растит зрителя, заставляет мыслить – чувствуя и сочувствуя…
Что за штука такая – «донкихотство», об этом зритель будет думать еще долго после просмотра этого спектакля.
В спектакле заняты ведущие актеры театра: Заслуженный артист России Михаил Рогов, Заслуженные артисты Московской области Елена Доронина, Сергей Вершинин, Олег Курлов, артист Г. Багров. Звучит музыка Марины Шмотовой и композиции Альбинони в современной обработке.
В чем-то детский спектакль «Малыш и Карлсон» по сказке Астрид Линдгрен пересекается с «Дон Кихотом». Здесь тоже заложено глубокое начало – выбор: от обывательской философии к противоположности – человеку мечтающему. Малыш и Карлсон – символ нашего детства. Малыш часто чувствует себя одиноким – мало кто готов разделить с ним его фантазии. И тут появляется Карлсон – в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил. Малышу и Карлсону предстоит научиться понимать, любить, узнать цену настоящей верной дружбе, и даже домоправительница фрекен Бок станет добрее и мягче.
Пожалуй, трудно рекомендовать лучший спектакль для семейного просмотра. Поставил это увлекательное и веселое зрелище Александр Бордуков. В роли Карлсона – изумительный актер (актер сверх всякой меры!) – Заслуженный артист Московской области Олег Курлов. Об этом блестящем артисте хочется сказать чуть подробнее.
В репертуаре театра Валерия Якунина почти не осталось спектаклей, в которых не занят Олег Курлов. Он играет и Санчо Панса в спектакле Владимира Красовского «Дон Кихот, его слуга, его сны и его лошадь», и великого учёного Пьера Кюри в постановке пьесы Михаила Полищука «Мари и Пьер», и сапожника Бени Альтера в спектакле Владимира Салюка «Жених из Иерусалима» – всех ролей не перечислить. По словам Валерия Якунина, когда на сцену выходит Олег Курлов, он затмевает всех звезд, играющих вместе с ним, и в то же время каким-то чудом не нарушает баланса спектакля. В сложнейших ролях трагикомического жанра ему нет равных – он достигает высот истинного мастерства, того самого мастерства, о котором ходят легенды. Легенды – легендами, а вот зритель, увидев раз игру этого актера, обязательно старается попасть на другой спектакль с его участием. Что же касается его игры в роли Карлсона, то детей после просмотра непросто увести из театра. Юные зрители заряжаются творческой энергией на долгое время, переживая перипетии сюжета вместе с удивительным человечком с пропеллером на спине.
Два спектакля Камерного театра 12 февраля – это повод прийти в театр и полюбить его навсегда.

Галина Быкова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*