ОДНОЙ СТРОКОЙ

К 100-летию

В Серпуховском Музейно-выставочном центре  открылась выставка, посвящённая 100-летию нашего земляка, серпуховича Юрия  Константиновича  Авдеева, художника, фронтовика, основателя Государственного литературно-мемориального музея-заповедника «Мелихово».

Авдеев сорок лет он был директором музея. Восстановил все постройки, которые были при Чехове. Собрал 17 тысяч экспонатов — вещей, документов, рукописей, фотографий, книг писателя, его окружения, его времени. Написал 12 книг о Мелихове и других чеховских местах в Подмосковье. Будучи почти слепым, Юрий Константинович обладал феноменальной памятью. Помнил наизусть рассказы Чехова, 12 томов его писем. Работал до последнего дня своей жизни. Его картины впервые представлены в Серпухове.  Выставка была организована благодаря участию дочери Юрия Константиновича – Ольге Юрьевне и депутата Московской областной Думы Романа Владимировича Горбунова.

Ольга Юрьевна Авдеева давно мечтала представить картины отца широкой общественности. С этой идеей и пришла не так давно на приём к депутату Московской областной Думы Роману Горбунову.

«Серпухов и Чехов всегда были неразрывно связаны между собой. А раз Юрий Константинович серпухович, то представить его Серпухову было бы само собой разумеющимся», — отметил депутат и обратился в Музейно — Выставочный Центр. Его директор, Валентина Ивановна Мантуло, удачную идею поддержала. На открытие выставки приехали ученики и коллеги Авдеева. Историк Иван Савченко рассказал о своей удивительной находке: в 2016 году он обнаружил в архиве Института российской истории РАН папку с шестьюдесятью портретами, которые Авдеев создавал в окопах и землянках, тогда же стали находиться родственники изображенных на рисунках однополчан Юрия Авдеева. В мае нынешнего года эти портреты станут участниками акции «Бессметрный полк» в Москве. На открытии выставки в исполнении известного чеховского исполнителя Виктора Бельцова прозвучала любимая фронтовая песня Ю.К. Авдеева «Серая шинель», Елена Короткова и Елена Каменская исполнили песню Матвея Блантера «Полюбила я парнишку», русскую народную песню «Черемуха» и романс «Не уходи».Среди гостей были художники, искусствоведы, друзья семьи Авдеевых. Большой группой приехали сотрудники музея «Мелихово» во главе с нынешним директором К.В. Бобковым.

Таким образом, год 100-летия Авдеева был открыт выставкой в Серпухове, а продлится памятными мероприятиями в Чехове.

 

ИЗ БИОГРАФИИ

Юрий Константинович Авдеев – Заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин города Чехова, где его именем названа улица. Свой трудовой подвиг он совершил в Чехове. 100 лет назад он родился в Серпуховском уезде в селе Киясово. Отец был учителем, Авдеев и родился в здании земской школы. В 1923 году семья Авдеевых перебралась в Серпухов, где глава семьи всю жизнь преподавал историю и был директором больших школ — бывших гимназий. Юрий Авдеев опережал в развитии своих сверстников, он пришел в первый класс, прочитав всю библиотеку в Борисове. Воспитание он получил в театре, где работала мать. Все время проводил в костюмерной или оркестровой яме. Играл и во взрослых спектаклях. Мечтал стать артистом, да мать отговорила. Тогда юноша сосредоточился на занятиях изобразительным искусством под руководством талантливого художника Александра Андреевича Бузовкина. Продолжал образование в Орле, потом — Краснодаре, но в Серпухов постоянно возвращался, участвовал в выставках серпуховских художников. Отсюда, из Серпухова, пошел на фронт. Сюда — на улицу Ворошилова — шли военные треугольнички, письма к матери.

ВОЙНА

Из воспоминаний Авдеева: «Осенью 1942 года в разгар боёв под Старой Руссой меня, красноармейца-связиста, вызвали в политотдел дивизии и дали необычный приказ: «Нужно сделать портреты бойцов, отличившихся в бою. Такой портрет должен быть, как самая первая награда. Комиссары полков будут подбирать натуру, а рисунки приносить к нам в политотдел».

Так родились 300 портретов, которые Авдеев написал в окопах и землянках. Художник считал, что большая  часть из них пропала. Но в 2016 году произошло чудо: московский историк Иван Савченко нашел в архиве Института Российской истории Российской академии Наук 60 портретов, некоторые из них можно увидеть на выставке. Авдеев был трижды ранен, но последнее ранение оказалось роковым – он полностью ослеп, шесть лет провел в госпиталях. И не напрасно – теперь он видел свет и цвет, даже три буквы, из которых составлял слова. И все самое нужное сразу запоминал наизусть, знал, что перечитать не сможет.

Полтора года он проработал в Серпуховском историко-художественном музее. В 1951 году уехал в Мелихово. Не уехал, а ушел пешком – дороги в Мелихово тогда не было. Не было и чеховского дома, и чеховского сада – все Авдееву, его жене Любови Яковлевне, небольшому коллективу сотрудников удалось восстановить. Было ли Авдееву легко в Мелихове? Конечно, нет. Вспоминаются слова племянника Антона Павловича Чехова, художника Сергея Михайловича: «Если б не энергия и целеустремленность Авдеева, то не стоял бы сейчас большой дом на усадьбе. Передо мной прошли все его многолетние хлопоты: я свидетель того, как он прошибал одну за другой стены бюрократизма, канцелярщины, неувязок, несогласованности, несоблюдения сроков. Страна получила еще один Чеховский музей, которого, повторяю, не было бы, если бы ни сила воли Авдеева».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*