ОДНОЙ СТРОКОЙ

Думайте сами, решайте сами…

Мы привыкли к благам цивилизации, пользуемся светом, газом, водой, хотим, чтобы в наших подъездах было чисто, вокруг дома – ухоженная территория. Но постоянно забываем, что за все надо платить. А как показывает статистика, очень многие жильцы отказываются это делать, тем самым ставя в неудобное положение других собственников и управляющую компанию. Что делать в таких ситуациях – попробуем разобраться вместе с директором ООО «Ремонтник» Тамарой Абросимовой.
Российское законодательство говорит о том, что любой хозяин квартиры в многоэтажном доме, который находится в ведении Управляющей компании, ТСЖ или иного органа ЖКХ, обязан исправно оплачивать жилищно-коммунальные услуги, которые ему предоставляются. Практика показывает, что далеко не все жильцы рассчитываются по квитанциям своевременно, а некоторые предпочитают не оплачивать жилищно-коммунальные услуги годами. При этом услугами ЖКХ они активно пользуются.
— Какова в целом картина на сегодня?
— Общая задолженность жителей за жилищно – коммунальные услуги на январь 2018 года в ООО «Ремонтник» составляет 162,2 млн. руб., — привела статистику директор ООО «Ремонтник» Тамара Абросимова. — Порядка 65% – это несвоевременно оплаченные коммунальные услуги — задолженность за воду и отопление. Должников на начало года насчитывалось 1784 (лицевых счёта, прим. ред.). И больше всего тех, кто не платит уже свыше года. Таковых насчитывается 1184, сумма долга — 118 млн. руб. Эти заоблачные цифры скопились не за год и не за два. Неплатежи населения всегда составляли примерно от 5 и до 20% от общих начислений. В 2012 году ситуация усугубилась тем, что Управляющие организации стали исполнителями коммунальных услуг. Жители копят долги, а Управляющая компания обязана оплачивать предоставленные коммунальные услуги на 100%.
На самом деле и правда, не все жильцы являются добропорядочными. Расходуя свет, газ, воду, отопление, пользуясь услугами подрядчиков, они не хотят оплачивать их труд, и накапливается задолженность. Конечно, такое поведение не проходит бесследно для Управляющей компании. Подрядчики не будут разбираться, кто конкретно не заплатил нужную сумму, они хотят видеть от Управляющей компании оплату по счетам, которую она не может предоставить в полном объеме. Но долги населения растут как снежный ком, таким образом, жилищники из компаньонов переходят в стадию должников и при дальнейших неуплатах становятся мишенью для обращения коммунальных служб в судебные инстанции. Они вынуждены либо принимать меры по взысканию денежных средств с должников, либо оплачивать задолженности Управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями самостоятельно, изыскивая разные способы. Включая и снятие денег со строки «содержание и текущий ремонт».
— Кто основные неплательщики?
— Как показывает практика, это либо асоциальные категории, либо владельцы инвестиционных квартир. А самой дисциплинированной категорией плательщиков являются пенсионеры. Социально незащищенные граждане — малоимущие, пенсионеры, многодетные семьи — стараются оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя, потому что получают субсидию на оплату ЖКУ, ключевое условие предоставления которой — отсутствие долгов или подписанное соглашение об их реструктуризации. Но в то же время для многих норма – оплата квитанций с задержкой. Едва ли половина платит по счетам до 10 числа. Некоторые вообще делают это раз в три – четыре месяца. В сфере ЖКХ задолженность начинают считать просроченной, когда ее срок превышает 90 дней и при просрочке в один-два месяца для должников не наступает никаких последствий. Это приводит к тому, что для потребителя становится нормой платить с задержкой.
Мы не имеет права самостоятельно взыскивать денежные суммы с жильцов. Мы можем лишь начислять пени, которые регламентируются 155 статьей ЖК РФ. При большом долге ресурсоснабжающая организация может подать на Управляющую организацию в суд. Несмотря на наличие долгов, поставщики ресурсов не имеют право перестать подавать, к примеру, тепло для всего дома, так как большинство жильцов вовремя платят за коммунальные услуги. Поэтому, повторю, долги перед поставщиками постоянно растут. Для того чтобы избежать исков от таких организаций, обслуживающая компания должна или работать с должниками по законному взысканию средств или оплачивать долги собственными силами. Взыскивать средства с неплательщиков можно различными методами, но все они не дают стопроцентного результата.

— И как «Ремонтник» борется с недобросовестными собственниками?
— «Борется» не совсем верное слово. Мы ведём активную претензионную работу. Только в 2017 году мы направили жильцам 3928 претензионных писем на сумму более 284 млн рублей, заключили 171 соглашение о рассрочке платежей на сумму 12,3 млн рублей. Долгов на сумму 14 млн рублей было оплачено через кассу предприятия. На исполнении у судебных приставов сейчас находится 577 листов. Наши юристы подали 726 исков на сумму 81,2 млн рублей.
Хороший результат дают рейды, которые мы проводим совместно с представителями домов, МосОблЕИРЦ и «Мосэнергосбытом». Последние за долги параллельно отключают свет. Кто-то сразу оплачивает долг, а кто-то совсем не торопится. Рейды имеют двойную цель, во время них мы ещё и устанавливаем фактическое проживание граждан в квартирах, которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта, благодаря чему нам удалось сократить сверхнормативный расход на общедомовые нужды по горячей воде с 2 млн рублей до 500 тыс. рублей в месяц. Эти рейды не только выявляют «резиновые квартиры», но и мотивируют граждан оборудовать свои квартиры ИПУ.
— Но, несмотря на рейды, всё равно не платят. Каков выход? Обращение в суд?
— Да, Управляющая компания может взыскивать со злостных неплательщиков суммы долга через суд. Но обращение в судебную инстанцию – вовсе не гарантия успешного решения проблемы. Должник может игнорировать приставов. В этой части законодательство нашей страны не может защитить Управляющие компании от недобросовестных граждан. Так что судебное взыскание не всегда является действенной мерой, поскольку служба судебных приставов в состоянии исполнить только порядка 40% судебных приказов и удовлетворенных исковых требований. Мы не советуем доводить дело до суда, если вы временно не можете оплачивать счета. Допустим, потеряли работу или сложилась другая сложная ситуация. Мы призываем не копить долги и готовы заключать соглашения на рассрочку оплаты долгов за ЖКУ. Это предусмотрено законом. Для этого надо обратиться к нам и попросить о заключении соглашения по погашению долга в рассрочку. Если же уже есть решение суда о взыскании долга, а вы оплатили задолженность не в кассе ООО «Ремонтник», то необходимо известить нас с предоставлением платежного документа и удостовериться, что задолженность погашена в полном объеме. В этом случае мы отзовём исполнительный лист. В противном случае может статься так, что приставы обратят взыскание на карту или счёт, и долг окажется оплаченным дважды.
— Вы сказали, что исполнительный лист – не всегда гарантия того, что долг будет оплачен?
— Да, так и есть. У нас, к примеру, насчитывается больше сотни лицевых счетов, и взыскать что-либо с неплательщиков просто не представляется возможным. Раньше подобные долги списывались. Сейчас они висят на Управляющей компании мёртвым грузом и вовсе не способствуют снижению долга перед ресурсниками.
— И что делать Управляющей компании?
— Решению существующей проблемы будет способствовать исключение Управляющих организаций из цепочки платежей и переход на «прямые договоры» между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. В Минстрое также признают необходимость перехода на «прямые договоры».
Эксперты считают, что для изменения ситуации необходимо применять комплексный подход при взыскании просроченной задолженности с должников. Некоторые даже предлагают кардинально изменить «правила игры»: в мире существует практика, когда применяется предоплатная система, как например, в мобильной связи. Так или иначе, но рассчитаться с долгами придется — в добровольном или судебном порядке. Ресурсники принципиальны, и это понятно – от своевременной оплаты услуг зависят закупки топлива и материалов, ремонтные программы. Каждый, кто хочет получать качественную услугу без перебоев, должен оплачивать её вовремя, и не ждать, пока в его дверь позвонят коммунальщики или судебные приставы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*