ОДНОЙ СТРОКОЙ

Благо спустили сверху

Завтра стартует очередной учебный год, который принесет с собой немало нового, интересного и даже неожиданного. С 1 сентября 2011 во всех школах страны вводится новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). О нем много говорят в средствах массовой информации, об этом рассказывают чиновники различных ведомств, но все же мало кто реально понимает, что же будет на самом деле. Давайте попробуем разобраться вместе с педагогами  и родителями будущих первоклассников.


Всеобщая компьютеризация

Что же изменится для участников образовательного процесса? Ну, во-первых, все первоклассники теперь будут обучаться на ноутбуках. Учебники будут выдаваться в комплекте с дисками. Рабочее место учителей также в обязательном порядке должно быть оснащено компьютером. Обычные доски заменят интерактивными. Обо всем этом оснащении должно позаботиться областное Минобразования. Первыми школами, куда доставят технику, станут №№ 2, 7 и лицей «Серпухов». Именно в них в этом году будет наибольший набор первоклашек. Остальные школы будут оснащены до конца текущего календарного года. Итак, малышей посадят перед компьютерами и станут учить. Но уже не так, как учили нас. Ученик должен быть вовлечен в учебный процесс: он сам должен догадываться о новой теме, причем запоминать не все, а только необходимую ему для жизни информацию… Забавный момент – не правда ли? Теперь учитель должен не рассказывать новую тему возле доски, а предлагать ребятам совместно разобраться в ней в процессе диалога  (звучит неплохо).

Сделать ребенка «гибким»
— Главная задача стандарта – сделать ребенка «гибким», чтобы он не просто получил определенные знания, но и умел их применять, добывать самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций, – утверждает разработчик ФГОС, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, доктор педагогических наук Александр Кондаков. Педагоги сравнивают новый стандарт с развивающим обучением, так что в тех школах, где начальные классы обучались по таким программам, будет значительно легче адаптироваться. Главный вопрос, который мучил родителей, – станет ли образование платным,  пора забыть как страшный сон. Бесплатным теперь будет не только образование, но и воспитательная работа.

10 часов воспитательных работ
 
Если с обучением учителя еще могут как-то разобраться, то что делать с новыми требованиями к воспитательному процессу — не совсем понятно. Федеральный государственный образовательный  стандарт   требует от школ, чтобы они стали центром воспитания учащихся. По всей видимости, надежды на воспитание детей родителями у государства больше не осталось. Теперь школы должны дать каждому первокласснику по 10 часов воспитательных занятий в неделю. Определены и направления этой работы: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. При этом оговаривается, что это не обязательно кружки и секции, а могут быть и экскурсии, и развивающие занятия,  и другие формы внеурочной деятельности. Отказаться от этого родители не могут, тогда «крайней» останется школа, которая не сумела вовлечь малыша в «интересные» занятия. Кроме того, эти занятия должны проводиться спустя 2 часа после уроков. Так что у родителей есть выбор — либо забирать детей домой, покормить и приводить обратно, либо оставлять свое чадо в школе почти на весь день. Когда речь идет о подростке — может, это и не так страшно. Но когда 7-летний ребенок отсидел 4 часа за партой, потом он должен подождать обязательные занятия еще 2 часа и, наконец, начать «воспитываться» еще в течение двух часов… Замечательный выход для тех, кто оставляет ребенка в группе продленного дня или у кого дети ходят в прогимназию на весь день. А ведь есть дети, которые устают в школе, от коллектива, от шума. Почему же это «благо» насаживается насильственным путем? Сразу возникают вопросы питания школьников: если речь идет о столовой, то надо постоянно собирать деньги с родителей. Опять же кто должен находиться с детьми во время двухчасового отдыха? Учителя за это получать зарплату не будут…

Смена позиции

В каких только позициях, извините за выражение, не побывала современная школа! Порой складывается ощущение, что чиновники уже не знают, как еще поизгаляться над системой образования в нашей стране. Возможно, конечно, введение ФГОСа и приживется в школе, может, мы еще будем радоваться этому. Но пока это лишь очередная смена позиции, причем малоподготовленная и недостаточно продуманная. А что делать, например, школам, где есть вторая смена? В кружке должно быть не больше 15 человек, в классах же сейчас примерно по 30. Пока кружковая работа будет вестись только у первоклашек, но с каждым годом все больше классов начнет переходить на новый стандарт. Где тогда будут размещаться все эти кружки?  В прошлом году у серпуховских школ была возможность принять участие в пробном введении новых стандартов, но поскольку город жил выборами, необходимые документы в Минобразования подавать было некому. Серпуховский район оказался более прозорливым, и Данковская школа стала участницей эксперимента. В деревенской школе новые стандарты прижились хорошо, все остались довольны. Но ведь в деревне своя жизнь. Для того чтобы пережить такую революцию в образовании, всех учителей первых классов, завучей начальной школы и директоров школ отправили на обучение. Документации и методических рекомендаций в городские школы передано великое множество, но что будет на практике, пока неизвестно. Ясно одно: вопросов пока намного больше, чем ответов.

Ирина Мечеславовна Константинова, директор школы №1:

— Теоретически мы готовы к введению нового стандарта. Два раза собирали родителей будущих первоклассников, провели опрос — по каким направлениям они хотели бы развивать своих детей. Подготовили презентацию для них, что  такое ФГОС. Долго объясняли, но, честно признаться, не знаю, поняли они что-нибудь или нет. Рассказали про новую систему обучения и воспитания. Пока договорились, что детей они будут оставлять в школе и уже после всех дополнительных занятий забирать. Родители решили, что будут сдавать деньги на питание детей, максимум будет выходить по 1500 рублей в месяц. Для кого-то,  безусловно, это удобно. Будет создана группа родителей, контролирующих питание детей, чтобы всех устраивало меню, если, конечно, такое возможно. Что реально изменится? Система обучения (станет  развивать ребенка более интеллектуально) и система финансирования школ (улучшится материально-техническая база, появятся средства на оплату работы педагогов дополнительного образования). В нашей школе обязательными станут такие секции, как ритмика, фитнес, и русские народные игры. Между уроками будут проходить динамические паузы. Еще два кружка также будут обязательными: «Растим патриотов» и «Этика и этикет». Остальные кружки будут по выбору родителей и детей. Занятия должны проводиться по 10 часов в неделю. Если ребенок посещает другие секции или репетитора, то из этих 10 часов будут вычитаться эти часы внешкольных занятий. Все учителя первых классов, завуч начальной школы и я прошли обучение. Уже со 2 сентября начнем вводить новые стандарты. Каждую неделю будем проводить совещания, чтобы отслеживать результаты и корректировать работу. С этого года меняется всё: должностные инструкции учителей, требования к ним, методы работы. Для чего всё это было сделано? Я  думаю, что это попытка возродить систему духовно-нравственного воспитания детей. Старая система пионерии и комсомола разрушена, новую так и не удалось создать. Дети не идут в молодежные движения и организации, по крайней мере, не в том количестве, как хотелось бы. Что из этого получится? Покажет время. Пока всем очень трудно и скрывать это нет смысла. Будем работать, сами учиться и учить.

Юлия Сивякова, мама первоклассника школы №16:

-Я считаю, что введение нового образовательного стандарта очень актуально на данный момент. У меня появилось чувство гордости за то, что наконец-то это случилось, что мы достучались до властей. Изменения в системе образования необходимы. Потому что одно поколение, если говорить честно, мы уже упустили. Начальная школа – это фундамент. Всё, что закладывается в ней, – остается на всю жизнь. Понятно, что основная роль по-прежнему отводится педагогам. Необходимо, чтобы у учителя был контакт с учениками, чтобы он мог до них «достучаться». Я очень надеюсь, что что-то действительно изменится и станет реальностью. Чтобы осуществить все эти планы, нужно действовать всем вместе: педагогам, родителям, детям. Сейчас у детей очень много возможностей потратить свободное время на всякую ерунду. Поэтому дополнительные занятия  нужны. К тому же никакие навыки не будут лишними. Основная цель нового стандарта — это развитие личности. Самое важное в этом процессе, я считаю, — это взаимное уважение. Уважение к ребенку, уважение к педагогам. Должна быть тонкая ниточка между учителем и учеником. Я все время говорю своей дочери, что самое главное – это учеба. Это должно войти в привычку. Иметь запас знаний – просто прекрасно. Дети – это наше всё! Наше будущее! Хочется гордиться своими детьми. Чтобы добиться результата, повторюсь, нужно работать всем нам. Это очень важно. 

Оксана Мироненко, мама будущего первоклассника школы №6:

— В первый раз слышу о каких-то новых стандартах. Нас собирали на родительское собрание, но ничего не говорили об этом. Сказали — какие канцтовары покупать и форму, и всё. Если этот стандарт включает в себя занятия детей в кружках и секциях, то я только «за». Я и так планировала записывать сына в спортивные секции в ДК «Россия», а если они будут работать при школе, то это замечательно.


Школу №2 новые стандарты не пугают

На сегодняшний день в Серпухове есть школа, относительно которой  можно утверждать: переход образования на новые стандарты  ее не пугает. Условия этого учебного учреждения и накопленный передовой опыт позволяют без особых сложностей поддержать идеи  реформы. Все нововведения, вступившие в силу в этом году, не стали неожиданными для учителей. Речь идет о школе №2. Как рассказала нашему корреспонденту заместитель директора по учебно-воспитательной  работе Александра Асланова, курирующая начальную школу,  еще в 2006 году школа №2 стала экспериментальной площадкой школы полного дня. Сохранение  данной образовательной модели в условиях перехода на новые стандарты,  во-первых,   позволит организовать учебный процесс с учетом здоровьесбережения детей, а во-вторых, интегрировать обучение и воспитание для достижения не только предметных, но и личностных результатов, универсальных учебных умений, что немаловажно в современной школе.  Сделать это позволят и большие площади здания:  отдельные для начальной школы спортивный, танцевальный и актовый залы, наличие двух оборудованных просторных спален, зимнего сада. — Одно из требований новых стандартов начального общего образования – охват   внеурочной деятельностью всех детей, — говорит Александра Валерьевна. — Мы и раньше по своей инициативе вели эту работу в школе продленного дня в рамках клубных часов, кружков и секций, именно поэтому в нашей школе  сохранено пять ставок воспитателей групп продленного дня, открыто более тридцати кружков, активно сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования. С 1 сентября учебный процесс для первоклассников в школе №2 будет организован, как и требуют новые стандарты, делясь на урочную и внеурочную деятельность. В первой половине дня — школьные занятия, чередующиеся с динамическими паузами и часами ритмики, после четвертого урока — прогулка. Предусмотрены завтрак и обед. После обеда —  еще два обязательных часа уже внеурочной деятельности. Это спортивно-оздоровительные мероприятия, развивающие или познавательные занятия. После двух часов дня — сон, еще одна прогулка и полдник. В часы внеурочной деятельности   будут проводиться с детьми такие занятия, как «Изостудия», «Маленький мастер» (изготовление различных поделок), «Школьный калейдоскоп» (дети познакомятся с различными знаменательными датами школы, города, страны), «Театральный час», «Подвижные игры народов мира», включена также проектно-исследовательская деятельность младших школьников и даже первые уроки философии.  Вести все занятия будут педагоги школы, причем не только начальной. К примеру, развивающие предметы будет вести психолог, театральный кружок – воспитатель группы продленного дня, а изостудию — педагог с соответствующим образованием. Уже с первого класса особое внимание будет уделено предметам профилей, реализуемых в МОУ СОШ №2 на старшей ступени – естественно-математического и информационно-технологического. Для этого в программу  вводятся различные занятия, например «Занимательное естествознание», на которых в игровой форме ученики  продолжат знакомство   с основами математики и  окружающим миром.  Учителя называют это ранней профилизацией и расширением содержания образования. На занятии «Первые шаги моего исследования» первоклассников обучат элементарным основам проектно-исследовательской деятельности, чтобы они могли без труда изучать интересующий их объект в действительности, ставить проблему и передавать полученные знания публично своим сверстникам. Новые стандарты, помимо усовершенствования учебного распорядка дня и введения дополнительных дисциплин, предусматривают и несколько иные подходы в обучении, главный из которых —  системно-деятельностный подход, то есть развивающее обучение, когда знания не даются в готовом виде. Дети под руководством учителя ставят проблему, не получая, а «добывая»  в ходе ее решения новые знания. По мнению педагогов, построенные таким образом уроки и занятия способствуют формированию у ребенка творческого мышления, что в дальнейшем позволит им трудиться самостоятельно. Впрочем, учителя школы №2 полностью согласны с этими утверждениями, так как о деятельностном подходе в обучении знают не понаслышке. — С 1991 года в нашей школе шло освоение деятельностного подхода в рамках освоения технологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова, — говорит Александра Асланова. — В каждой «параллели» начальной школы формировался один класс, дети в котором обучались по этой системе. Уже с этого года все педагоги школ, по какой программе бы они ни работали, обязаны обеспечивать системно-деятельностный подход в обучении. В прошлом году все учителя будущих первоклассников  города прошли курсовую подготовку по этой теме. Теперь, можно сказать, им предстоит работа скорее уже над собой –  перестроить себя, отойти от устоявшейся привычки давать знания в готовом виде. Этому, собственно, их и обучали.  На такие изменения педагоги школы №2 смотрят  весьма положительно: это не стало для них чем-то неожиданным, так как долгие годы имелась возможность не только наблюдать за работой своих коллег, учителей развивающего обучения, но и активно осваивать и применять на практике основные методические приемы. Кстати, школьный мониторинг показывает, что среди  наших учеников, ставших победителями различных олимпиад и конференций, очень большой процент составляют дети, обучавшиеся в развивающих классах. Так что сейчас, с переходом на новые стандарты, мы верим, что качество обучения должно стать выше. 1 сентября в серпуховской школе №2, в отремонтированных кабинетах с новой мебелью и компьютерным оборудованием, начнут учиться четыре первых класса – всего 108 человек. К чему приведут все нововведения в образовании, посмотрим.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*