ОДНОЙ СТРОКОЙ

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

На прошлой неделе многие информационные агентства дали сообщение о том, как пациент вошел в кабинет заместителя главного врача больницы в городе Пущино и, достав охотничье ружье, выстрелил в доктора, а потом ­ в себя, и оба от полученных ранений скончались. Первый телеканал открыл этим сообщением вечерний выпуск программы «Время». Непредсказуемая жестокость и запредельное безумие захлёстывают дни нашей жизни шквалом оглушающих потрясений. Но трагедия в наукограде  воспринимается беспрецедентным случаем в силу подоплёки содеянного, в которой обнажается мотив расправы пациента с доктором. Объяснимо, почему особый резонанс случившееся вызвало в профессиональной среде медиков.


­ Какие бы обстоятельства и мотивы совершенного преступления ни прояснило следствие, нам больно и печально от осознания утраты: погиб хороший человек, доктор,  ­ отметил главный врач МУЗ ЦРБ Аркадий Юрьевич Мынгалов.
­ По одной из версий, мотивом убийства послужило то, что пациент Забродин посчитал виновным в своих муках от напрасно проделанной операции заместителя главного врача, поставившего онкологический диагноз, который опровергли в другой больнице. Насколько часты стали ошибки в медицинской практике?
­ От профессиональных ошибок не застрахован ни один врач, как, впрочем, и любой специалист. Однако из­за особенности профессии врачебные ошибки приобретают общественное значение. Ошибки ­ неизбежные и печальные издержки лечебной работы. Нередко они свидетельствуют о том, что не бывает неизлечимых пациентов, есть плохо обследованные.  Единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, ­ это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было.  Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки могут стать источником знания.
­ Что можно сказать о причинах возникновения врачебных ошибок?
­ Объективные причины, как правило, связаны с изменением взглядов на лечение определенного заболевания. Комплекс лечебных мероприятий, который еще совсем недавно считался наиболее рациональным, с позиций новейших достижений науки может быть квалифицирован как ошибочный.
А к субъективным причинам относят, в частности, переоценку лабораторных и инструментальных данных, нелогичное их осмысление, предвзятое отношение к больному. По статистике, на долю субъективных причин врачебных ошибок приходится примерно 60 процентов от общего их количества. Но если общество возложит всю полноту ответственности на врача, то кто же будет лечить больных? Какой хирург отважится оперировать без стопроцентной гарантии успеха, если за спиной у него будет стоять судья? Врачевание всегда было связано с риском, и даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки.  Ошибки врачей ­ одна из важнейших причин падения доверия населения к медицине. Однако прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском, а успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках.
­ Насколько обеспечены необходимыми лекарствами стационарные отделения? Знаю многих серпуховичей, которые при госпитализации вынуждены были иметь при себе необходимые препараты, даже одноразовые шприцы…
­ В инфекционном, детском, терапевтическом стационарных отделениях есть все необходимые препараты. Я не могу сказать, что мы в долгах, как в шелках. В единичных, исключительных случаях, действительно, требуется редкий препарат, которого нет под рукой, и тогда его покупают родственники пациента. Если же медперсонал требует от пациента приобретать какие­то препараты, а это, по мнению больного, выходит за рамки дозволенного, то все озадаченные люди могут позвонить мне непосредственно. С каждым случаем я готов разобраться индивидуально.
­ В какой мере совершенствуются технические возможности для обследования и лечения больных?
­ Мы постоянно приобретаем новое оборудование. Например, в терапевтическом отделении скоро появится бронхоскоп. Два новых биоприбора приобретаем для поликлиники. Введена в эксплуатацию австрийская установка «Ассистирна» (для смазки и дезинфекции  наконечников) в стоматологической поликлинике №2. В случае поломки стандартного оборудования бесперебойную помощь населению позволяет оказывать передвижная портативная стоматологическая установка. Продолжая актуальную стоматологическую тему, напомню, что в поликлинике №2 работает кабинет профилактики и действует отделение неотложной помощи, где ежедневно до 22 часов работают два терапевтических и хирургический кабинеты.  В рамках стационарзамещающих технологий у нас предусмотрены 64 койки стационара на дому. В травматологическом пункте МУЗ «СГБ имени Н. А. Семашко» работает рентгеновский кабинет, а в операционной установлен рентгеновский аппарат «S­дуга». Приобретено оборудование для кабинета спортивной медицины, открытого на базе НП «Детская академия спорта». Началась полноценная работа лаборатории в МУЗ «СГКДЦ», где проводятся практически все виды исследований.
­ Можно ли сказать, что заболевший человек вправе рассчитывать на полноценное бесплатное лечение?
­ В пределах нашей компетенции. В той мере, что позволяет наше техническое оснащение и наши технологические возможности. Если пациенту требуется медицинская помощь за пределами наших возможностей, мы направляем его в МОНИКИ и в другие центры.
­ О том, что подстелить соломку следует там, где возможнее всего упадешь, всем известно. Если бы знать! Но всё­таки как минимизировать риски и для медперсонала, и для больных, имея в виду непредсказуемость чрезвычайных ситуаций, как в наукограде на Оке?
­ В стационарных отделениях детской больницы и терапии, во всех приемных покоях установлено видеонаблюдение и кнопки сигнализации. А во многочисленном терапевтическом стационаре, где более 500 коек, осуществляется и внутренняя охрана, оснащенная ко всему прочему металлодетектором…

Полина ПОЛОНСКАЯ

Мы все должны четко понимать: бесплатной медицины нет, не было и не будет. Должны понимать и пациенты, и врачи. Мы исправно оплачиваем медицинские услуги через уплату подоходного налога, а предприятия, где мы трудимся, перечисляют налоги с фонда оплаты труда. Как и в любом виде «приобретаемой» услуги,  критерием для покупателя (больного) является ее качество. Критерий продавца ­ медицинского учреждения ­ это спрос на его услуги. Развитие страховой медицины позволит выбирать, а не довольствоваться тем, что есть. Кстати, в нашей стране есть очень успешный пример реализации такого подхода ­ это родовые сертификаты. Будущие мамы сами выбирают роддом, и уже сегодня за них ведут нешуточную борьбу эти медицинские учреждения. Будет выбор ­ повысится качество.
Игорь ПОТЕТЕНЬКИН, Генеральный директор ОАО «Серпуховский конденсаторный завод «Квар»

В  Управлении здравоохранения администрации города Серпухова, расположенном по адресу: проезд Мишина, д.14, работает телефон “горячей линии”: 72­47­49.
E­mail: d.zdrav@mail.ru

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*