ОДНОЙ СТРОКОЙ

Жилищно-коммунальная головоломка

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале марта  подписал ряд поручений в сфере оплаты гражданами коммунальных услуг в 2013 году. Об этом сообщила пресс-служба правительства.  Одно из поручений предполагает ограничение роста платы за коммунальные услуги в пределах 6%. Премьер выполнил поручение президента  о восстановлении нормативного потолка для темпов роста платежей за услуги ЖКХ: не позднее 25 марта 2013 года должны быть приняты решения, «обеспечивающие недопущение роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году более чем на 6% в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 года».


При этом, отмечается в поручении, учитывается тот факт, что увеличение платы граждан допускается только во втором полугодии 2013 года не более чем на 12% при условии отсутствия роста в первом полугодии 2013 года.
Одновременно эти ограничения не распространяются на муниципальные образования с наличием жилищного фонда, не присоединенного к централизованным системам теплоснабжения и горячего водоснабжения, где рост платы во втором полугодии 2013 года может достигать 15%. Также исключением являются военные городки и муниципальные образования, где по состоянию на декабрь 2012 года тарифы были ниже среднего уровня по региону более чем в два раза.
Напомним, в конце февраля Владимир Путин провёл совещание по вопросам тарифообразования и повышения качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Владимир Путин, просмотрев квитанции за ЖКУ, спросил у чиновников: «С ума сошли, что ли?!» и приказал навести порядок как можно быстрее. «Платеж должен быть экономически обоснованным и социально справедливым, — заявил президент. — Когда люди видят, что там нет никакой справедливости, а есть только воровство и чванство чиновников, то, уверяю вас, оценка всей работы и муниципалитетов, и республиканских властей, или краевых, или областных, да и федеральных, будет соответствующей и будет правильной». Это совещание стало резонансным и породило множество толкований среди населения. В чем причины скачка тарифов во многих регионах страны и что происходит с тарифами у нас в городе – мы спросили заместителя начальника управления экономики администрации города Ирину Никитину.
— Ирина Дмитриевна, почему в большинстве регионов произошел такой неимоверный  скачок тарифов, а мы вроде бы и не заметили с января ничего?
-У нас действительно с января ничего не менялось. Более того,  за воду и водоотведение в Серпухове платят меньше, чем в 2012 году, потому что уменьшились инвестиционные надбавки.  А что касается скачка в большинстве регионов страны, попробую пояснить. Начнем с основной, на мой взгляд, причины. Посмотрите на Вашу квитанцию. В ней доминирует плата за тепло. Постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 были утверждены Правила, вступившие в силу 1 сентября прошлого года. Суть изменений — в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды. Также Правилами предусмотрено то, что оплата за отопление должна  производиться только в отопительный период, независимо от наличия в доме прибора общедомового учета тепла. Введение новой системы оплаты  привело к росту платы граждан за отопление в зимнее время. Да еще не забывайте, что у нас дважды в 2012 году повышались тарифы: в июле и незначительно в сентябре.
Правительство, прогнозируя негативную реакцию населения, издало постановление №857, которым  предоставило право субъектам Федерации  самим определять, с какой регулярностью жители платят за тепло:  либо  платят в течение отопительного сезона, либо выплачивают ежемесячно.  Московская область в целом (кроме 10 муниципальных образований) и Серпухов в частности оплачивают по «одной двенадцатой», как и прежде, – так решило подмосковное правительство. Если бы мы платили, к примеру, по «одной седьмой», по факту в течение отопительного сезона, то значительный рост тарифов мы заметили бы уже по платежным документам за октябрь. Но, понятно, за май бы уже ничего не платили.
Сложно сказать, не зная ситуацию изнутри, почему в печально прославившемся Мурманске тарифы поднялись  на 225%, там дело явно не только в том, что за тепло люди платят по «одной седьмой». Глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков отмечал, что «основными причинами совокупного роста платежей за услуги ЖКХ являются в большей степени не тарифные решения, а изменение нормативов потребления коммунальных услуг и порядка начисления их оплаты, а также ввод нормативов потребления на общедомовые нужды».  Выше мы уже говорили о том, что Постановление  №354 в 2012 году   разделило на две части платежи граждан: на общедомовые нужды и на индивидуальное потребление собственников.  Норматив на общедомовые расходы  утверждается субъектом РФ, то есть для нас — Московской областью. Он действителен для тех домов, где не установлены общедомовые приборы учета. Нормативы установлены, но подмосковное правительство немного, я бы сказала, состорожничало: решило вводить их в действие в 2015 году. В других регионах их ввели и получили то, что получили. Кстати, не исключаю, что во многих регионах эти нормативы были завышены.
— А если же общедомовые приборы учета есть, то население платит по их  показаниям?
— Да, конечно.
— От чего зависит рост платы за ЖКУ?
— Когда-то за жилье, тепло и воду мы платили копейки, но это вовсе не означало, что в действительности они столько и стоят. К реальной себестоимости услуг эти платежи никакого отношения не имели. Львиная доля затрат жилищно-коммунальных предприятий покрывалась из бюджета. Когда бюджетные дотации в отрасль стали стремительно сокращаться, все бремя платежей легло на плечи населения.
Что касается тарифов на коммунальные услуги, в области их регулирования полномочия правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов и муниципалитетов строго разграничены. Так, правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает предельные уровни тарифов на электрическую энергию и предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на тепловую энергию и услуги организаций водопроводно-канализационого хозяйства в среднем по субъектам РФ. Региональные органы исполнительной власти (в Московской области это комитет по ценам и тарифам) устанавливают величину тарифов на тепловую и электрическую энергию, газ, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. С 2007 года субъекты РФ также наделены полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг. Ну а муниципальные органы власти утверждают надбавки к тарифам для потребителей и организаций коммунального комплекса (по воде и водоотведению) при наличии инвестиционных программ. Но эти полномочия у муниципалитетов остаются лишь до 2014 года. Исходя из утвержденных субъектом РФ тарифов на коммунальные услуги и нормативов потребления муниципалитет определяет размер платы за ЖКУ для населения города.
Плата за жилищно-коммунальные услуги складывается из нескольких показателей. Первый — это предельный уровень тарифов, которые правительство регулирует и законодательно устанавливает. Второй показатель — это нормативы, которые определяют субъекты Федерации по каждому виду коммунальной услуги. И третье — это плата граждан управляющим организациям за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В Российском правительстве, в частности в Минрегионразвития, считают, что регионы немотивированно подняли нормативы потребления коммунальных ресурсов. После жесткого совещания у президента, в ведомстве сказали, что  рост могут остановить «обоснованные нормативы» потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Муниципалитетам же рекомендуется установить предельную плату за содержание и ремонт многоквартирного дома и даже снизить ее, если она слишком высока. По мнению Минэкономразвития, взрывной рост платежей граждан за ЖКУ в большинстве регионов (повторюсь, не в Подмосковье) вызван именно увеличением платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Применительно к нашему региону, конкретно к нашему городу так сказать нельзя. Об этом Вам расскажут в любой управляющей организации.  Правительству же  только предстоит разобраться с новой практикой включения в квитанции  расходов на общедомовые  нужды,  скорректировать сентябрьское постановление правительства, регулирующее коммунальные платежи.
— Вы упомянули несколько законодательных актов, появившихся в 2012 году. Как удается следовать за столь стремительными изменениями?
— Да, действительно, в прошлом году вышел ряд правительственных документов, регулирующих взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций с управляющими организациями и собственниками. Специалистам  довольно сложно ориентироваться в многочисленных поправках и новшествах.  Но самое плохое не в этом, а в том, что и управляющим организациям, и сотрудникам администрации приходится быть как бы буфером между поставщиками энергоресурсов и собственниками, отвечать на многочисленные, зачастую нелицеприятные  вопросы граждан по поводу тарифов, которые вовсе не мы устанавливаем, и всевозможных новшеств.
Что касается заявления президента, то регионы уже получили письма ФСТ от 6 марта 2013 года с рекомендациями  по приведению платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году к уровню не более 6 процентов в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем декабря прошлого года.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх