ОДНОЙ СТРОКОЙ

Зал «белого золота»

В Серпуховском историко-художественном музее работает экспозиция настоящих произведений искусства. Тонкий, изящный, невероятно красивый фарфор. Этот материал с давних времен был предметом вожделения для знатных и влиятельных людей. Средний класс не мог даже мечтать об обладании хотя бы маленькой чашечкой, поскольку она могла стоить больше, чем кучка золота схожего размера. За это фарфор и получил название «белое золото». Да что там, даже советское время, разжившись набором «кобальтовая сетка» от ЛФЗ, можно было долго вызывать приступы зависти у соседей. В фондах музея хранится более 1100 предметов, выполненных из фарфора или имеющих к нему отношение. Для выставки было отобрано порядка 250 лучших и самых ценных экземпляров.  


— Это действительно уникальные вещи, большинство из которых датируется XVIII веком, — рассказала заведующая научно-просветительским отделом музея Любовь Кондрашова. – Здесь, например, вы можете увидеть китайские вазы. Именно в этой стране и был изобретен фарфор, секрет производства которого долгое время хранился в тайне. Конечно, по-настоящему древних предметов у нас здесь нет, в основном представлены XVIII и начала XIX веков. Однако китайские и японские мастера очень большое внимание уделяют сохранению традиций. Та роспись, которую вы можете наблюдать на более новых вазах, практически не отличается по своему виду, сюжетам и технике исполнения от старых. Большинство из представленных здесь ваз парные, но для экспозиции взято по одному предмету из комплекта – те, которые дошли до нас в лучшей сохранности. В основном они расписаны традиционными сюжетами: драконами, цветами, птицами, но есть и иллюстрации к разным мифам и легендам, причем повествование может начинаться на одной вазе, а заканчиваться на другой.
В XIII веке о фарфоре узнала Европа – его привез в Венецию Марко Поло. Ажиотаж вокруг нового необычного и очень эстетичного материала поднялся огромный. За право обладания несколькими чашками платили целое состояние. Курфюрст Август отдал за несколько ваз 600 драгунов. Естественно, появилось много желающих воспроизвести технологию, но долгое время все изыскания оказывались напрасными. В отсутствие рецепта фарфора аристократии приходилось довольствоваться майоликой – глиняной посудой, украшенной разноцветной глазурью. Она была красива, но по-прежнему толстостенна и громоздка по сравнению с изящными формами экспортного китайского товара. Майолике на выставке выделили одну витрину, чтобы можно было наглядно сравнить ее с фарфором. Здесь  в частности представлено довольно интересное блюдо, выполненное, предположительно, в XIX веке одним из подражателей Бернара Палисси. Французский художник и естествоиспытатель придумал выкладывать композицию из ракушек, членистоногих и пресмыкающихся, делать с нее оттиск и отливать посуду с такими необычными объемными украшениями.
Европа мучилась без собственного фарфора аж до начала XVIII века, когда одному из алхимиков, пригретых курфюрстом Саксонии Августом, улыбнулась удача. Первый европейский завод открылся в 1710 году в городе Мейсене. Там и по сей день работает производство, изделия которого стоят очень дорого. Посуда и небольшие статуэтки XVIII века Мейсоновской мануфактуры занимают изрядную часть одной из витрин выставки.
— Большие и маленькие производства начали открываться по всей Европе, — продолжила Любовь Васильевна. – Начали появляться новые направления, подходы, сочетания материалов. Хорошим примером могут послужить вазы, сделанные в Севре, Франция. Здесь как раз можно увидеть, как мастера совмещали фарфор и бронзовые элементы – такая отделка была очень модной. Две вазы в центральной витрине 15 лет выставлялись в Пушкинском музее, но к открытию выставки мы вернули их сюда. В тот же период начал появляться так называемый бисквит – неглазированный фарфор.
В России собственное производство появилось только в 1744 году. Открыть его хотел еще Петр I, который очень любил фарфор и активно завозил его из Китая, но заработали заводы лишь при Елизавете Петровне.
— История довольно интересная, — говорит Любовь Кондрашова. —  Курфюрст Август преподнес императрице сервиз, а она вместо того, чтобы обрадоваться, возмутилась: «Как это так, в Саксонии есть фарфор, а у нас нет?!». Создание производства было связано с различными трудностями, и хотя считается, что собственные заводы у нас появились в 1744 году, фактически продукцию они начали выпускать лишь десятилетием позже.
Императорский фарфор и изделия частных производителей представлены на выставке очень широко. Его очень интересно сравнивать с европейскими аналогами, тем более, что по качеству и изяществу российский фарфор ничуть не уступает зарубежному. Не обошли вниманием музейщики и советский период. Экспонатов, относящихся к этому времени, в фондах хранится много, поэтому предметы для выставки отбирали долго и тщательно, чтобы показать самое интересное.
Экспозиция «Магия фарфора» стала одной из площадок, на основе которых была построена детская новогодняя программа в музее. Экскурсию для маленьких посетителей также проводила Любовь Кондрашова, перевоплотившись в образ Тетушки Фарфорушки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх