ОДНОЙ СТРОКОЙ

Взгляд в душу женщины

В Серпуховском историко-художественном музее открылась выставка работ знаменитой на весь мир художницы Айдан Салаховой. Ее картины бывали в Париже, Берлине, Нью-Йорке, Стокгольме и многих других городах, а теперь попали и в Серпухов.


Постоянные посетители музея, придя в залы, где обычно висит западно-европейская живопись, буквально не узнают помещения. В этих светлых комнатах внезапно осталось всего три цвета: черный, белый и золотой. Но такое ощущение, что так было всегда. Стены будто являются продолжением и дополнением картин, а те, в свою очередь, – частью дизайнерского оформления пространства. И только несколько мгновений спустя вспоминаешь, что в работы художницы еще и заложен глубокий смысл.
— Все, что я пишу – это про женщин и для женщин, говорит Айдан Салахова. – Про их внутренний мир, с которым нужно жить в гармонии. Белая ткань на картинах символизирует душу женщины, черная – полог, укрытие за которым она прячется от чужих глаз, а золото – свет свыше. Поэтому если вы видите паранджу, то в моих работах она имеет не религиозный смысл, а символизирует погружение во внутренний мир, во внутренний диалог самой с собой. Мы живем в мужской структуре мира, и женщине это не всегда комфортно, и не всегда она высказывает то, что  думает.  Поэтому, чтобы понять себя, ей нужно заградиться ото всего. При этом я считаю, что нельзя обвинять мужчин в женских проблемах. У многих девушек каша в голове, и именно они ответственны за то, что не развиваются. Нужно сначала заглянуть в себя, понять, чего именно хочешь и стремиться к этому. Мои работы как раз и призывают к таким действиям.
В центре среднего зала находится любопытная инсталляция из мрамора. Она представляет собой большую салфетницу, из которой торчит белый краешек ткани. Выпустить душу из черных рамок «бытовухи» — вот как следует понимать смысл этой композиции. Точнее, один из смыслов, ведь трактовать абстрактные работы можно по-разному.
 — Я не люблю давать названия к картинам,  потому что любая подпись – это давление на зрителя, считает автор. — Если у человека возникает какая-то связь с работой, то не хочется навязывать ему свое мнение, сужать его фантазию. Он должен быть свободен в своих интерпретациях.
Исторически сложилось так, что Серпуховский музей обрел негласную славу этакого оплота реализма. И дело даже не в том, что другие жанры здесь беспощадно преследуют, просто такова основа коллекции, хранящейся здесь. На фоне пейзажей, натюрмортов и портретов, богатых всевозможными оттенками и градациями цвета и света, работы Айдан Таировны выглядят особенно контрастно.
— Это как глоток свежего воздуха для серпуховского музея, — считает  доктор искусствоведения, профессор  Вадим Садков. — Айдан Салахова принадлежит к числу наиболее ярких личностей в современном художественном процессе. Это художник, обладающий безупречной профессиональной подготовкой и индивидуальным взглядом на окружающий мир. Современное искусство разнообразно, оно имеет много форм и проявлений. В случае с Салаховой здесь совместно присутствуют два очень важных качества – необычайная элегантность живописной или графической манеры в сочетании с глубоким смыслом. Ее работы многоплановы, в лучших традициях старых мастеров: их можно воспринимать, как декоративную арабеску, или, вглядываясь в определенные детали, уже выстраивать глубокий мир ассоциативных параллелей с более глубоким философским отношением автора к окружающей жизни.
Выставка «Недоступность» Айдан Салаховой пробудет в Серпухове до 3 августа. После этого картины отправятся в Дубай.  

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх