ОДНОЙ СТРОКОЙ

Возрождение фотографических традиций

21 сентября в Музейно-выставочном центре состоялось торжественное открытие I Всероссийского фестиваля художественной фотографии. Участие в нем приняли около 300 фотохудожников из России, Белоруссии, Узбекистана, Украины и США. Они представили на суд жюри более 2500 работ.

— В качестве темы для этого фестиваля мы решили выбрать пикториальную фотографию, — рассказала секретарь Союза фотохудожников России Евгения Комарова. – Изначально, в конце XIX – начале XX веков это направление зародилось в пику документалистике. В ту пору фотография не воспринималась как вид искусства. Но были люди, которые не хотели делать обычную фотохронику, а занимались созданием художественных изображений, которые, как и живопись, несут в себе определенное послание, настроение, эмоции. Прошло сто лет, и мы сейчас наблюдаем похожую ситуацию: на всех выставках видим документальную, концептуальную, социальную фотографию, и почти нет снимков, которыми можно любоваться. Цель фестиваля – поддержать направления, которые относятся к художественной фотографии. Каждый раз тема будет разная, я, например, хотела бы увидеть современный натюрморт – это направление тоже не относится к трендовым и в последнее время незаслуженно забыто. Но тема следующего фестиваля, который будет через 2 года, пока еще только обсуждается. Что касается нынешнего, то мы решили обратиться к пикториализму, потому что именно с него когда-то началась художественная фотография.
Качество работ и их соответствие тематике фестиваля оценивали 8 человек, именитые фотографы и искусствоведы. 70 снимков, которые набрали более 4 голосов жюри, вошли в итоговую экспозицию, разместившуюся в «Круглом зале» на втором этаже Музейно-выставочного центра. Примечательно, что среди этих фотографий нет ни одной цветной.
— Существует несколько причин, по которым это произошло, — объясняет секретарь Союза фотохудожников России, член жюри Дмитрий Иванов. – Начнем с того, что материалы, с которыми работали пикториалисты в XIX и начале XX веков позволяли делать только черно-белые фотографии, и это сформировало определенные традиции. Но главное, на мой взгляд, то, что с цветом работать значительно сложнее. Нужно поймать гармонию не только световых, но еще и цветовых пятен. Плакатные решения в данном случае не работают. Крайне мало авторов, которые сумели представить цветные фотографии и выдержать единую линию. Такие работы были, но они все-таки не смогли набрать достаточное количество голосов жюри.
В фестивали приняли участие 8 фотографов из Серпухова и Пущина, но в итоговую экспозицию вошла только одна работа – Владимира Лосмана.
— Данный снимок был сделан около 5 лет назад, точнее не помню, — говорит автор. — Это Заокский район Тульской области, место моей работы, где я тружусь главным энергетиком. Была ночь перед Рождеством, я дежурил, следил, чтобы не случилось аварий, и люди могли отметить праздник без происшествий. Под вечер на небе появились очень интересные облака, которые захотелось сфотографировать. Проблем нет – камера у меня с собой постоянно. Сделал довольно много кадров, потом просмотрел их и выбрал этот. Здесь совпало мое настроение, состояние природы, здесь есть своя атмосфера. Снимок изначально был цветным, но мне почему-то захотелось перевести его в монохром – фотография стала какой-то более таинственной, лиричной. Хотя и цветная версия, по-моему, довольно интересная. Честно говоря, даже не знаю, какая из них лучше.
Фестиваль художественной фотографии, который проводится на базе Музейно-выставочного центра Серпухова и Центра культурного развития Пущина, помимо всего прочего, является большой исследовательской площадкой для искусствоведов. Здесь представлен довольно показательный «срез» того, что интересует и волнует современных фотографов-пикториалистов.
— Было интересно судить конкурсные работы фестиваля, до этого момента я был в основном знаком только с петербургской школой, и мне, как специалисту по истории российской фотографии, работа в жюри была очень полезной, — говорит искусствовед, хранитель Мультимедиа Арт Музея Игорь Волков. – Пикториальная фотография – довольно сложное направление. Его название изначально происходит от английского слова pictorial – художественный. Основная идея состоит в том, что снимок строится по законам живописи. Что касается нынешнего фестиваля, то особенно мне понравились снимки, изображающие повседневную жизнь в российских деревнях – на эту тему свои работы представили многие участники, и почти у всех фотографии получились очень душевные, трогательные. Отдельно хочу отметить серию «Алиса в Зазеркалье». Это очень интересное, очень изобразительное осмысление литературного текста, которое отлично подошло к тематике фестиваля.
Помимо конкурсных работ, на выставочных площадках представлены снимки именитых отечественных фотохудожников, которые работают в пикториальном жанре. Так, например, здесь можно увидеть фотографии Андрея Клюева, выполненные в уникальной технике бром-оффорт, а заодно и пейзажи, привезенные из путешествий по России.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх