ОДНОЙ СТРОКОЙ

Волшебство вечернего музея

4 ноября в День Народного Единства музеи по всей стране присоединились к акции «Ночь искусств». Серпухов не стал исключением. Наш историко-художественный музей подготовил обширную и яркую программу, так что сотни серпуховичей и гостей города, решившие провести здесь праздничный вечер, не остались разочарованными.

— В этот раз мы постарались развести потоки людей, сделав несколько параллельных программ, — рассказала директор СИХМ Людмила Гафурова. – Иначе просто невозможно. В прошлом году, например, у нас было около 300 посетителей. Ни один зал не в состоянии вместить столько людей. Я очень благодарна нашим друзьям, которые помогли сделать сегодняшний вечер таким интересным и насыщенным. В первую очередь, это городские колледжи, студенты которых у нас показывают различные сценки. Они оказывают большую услугу, поскольку многие сотрудники музея задействованы в центровом мероприятии вечера, посвященном Айвазовскому. Кроме того, сегодня у нас выступает множество музыкантов – великолепные вокалисты и скрипачи. Отдельно хочу отметить исторических реконструкторов, которые тоже подготовили интересный интерактив для молодых посетителей. Это только малая часть того, что ждет любителей искусства нынешним вечером.
Во время торжественного открытия «Ночи искусств» председателю попечительского совета при музее Андрею Молокоедову была вручена награда «Меценат года» от министерства культуры РФ. По словам Людмилы Гафуровой, именно благодаря этому человеку и попечительскому совету удалось реализовать множество проектов, привлекших в СИХМ новых посетителей.
Программа, развернувшаяся в музее, действительно оказалась очень насыщенной. Буквально в каждом втором зале зрителей ждал какой-нибудь сюрприз. Вот, например, гимназистки в старинных платьях с увлечением обсуждают личность Чичикова и гадают, как должен был развиваться в дальнейшем сюжет «Мертвых душ». Актерами в этой небольшой сценке выступили студентки серпуховского колледжа Лариса Слащева и Ангелина Нечепорук.
— Мы уже не первый раз участвуем в программе музея, — сообщили они. – Это очень интересно: нарядиться в такие платья, попробовать себя в качестве актеров и примерить роль. Правда, для профессионального роста нам это не пригодится — мы учимся на юристов. Но все равно мы с удовольствием согласились поучаствовать.
Те из посетителей, которые еще не успели ознакомиться с выставками, открывшимися в этом году, получили отличную возможность исправить это упущение, тем более, что сотрудники музея собрали немало подробностей об экспонатах. Экскурсовод Галина Строева, в частности, рассказала, почему в одном из залов друг напротив друга висят две большие и, на первый взгляд, идентичные картины «Андрей Рублев» известного серпуховского художника Андрея Бузовкина.
— Искусствоведы считают, что эту работу Бузовкин задумал еще в военные годы, известно, что в 1948 году он уже сделал эскиз к ней, — пояснила Галина Николаевна. – Как вспоминал его внук, композиция сложилась довольно быстро, все элементы заняли свои места на наброске. А вот лицо для Андрея Рублева автор никак не мог придумать до тех пор, пока не увидел Майю Плисецкую. Именно ее черты он и взял за основу. Мы видим, что на картине Андрей Рублев собирается рисовать Георгия Победоносца. На самом деле такой работы у иконописца не было. Вероятнее всего Бузовкин решил использовать именно это изображение, чтобы картину не запретила цензура, которая была, мягко говоря, против тиражирования церковных образов. Закончил работать над этой картиной Бузовкин в 1954 году. Через два года Министерство культуры заказало сделать дубль. Но автор, мягко говоря, не горел желанием браться за эту задачу. Помог его ученик и зять Алексей Мосолов. Он подготовил холст, сделал часть изображения, и уже только после этого к процессу присоединился мастер. Некоторые отличия у копии все же имеются. Она получилась более яркой, с густыми мазками. Сильнее всего разнятся образы мужиков, пришедших к иконописцу с просьбой раскрасить хомут.
Рядом с выставкой, приуроченной к 130-летию Андрея Бузовкина, развернулось еще одно прелюбопытное действо. Некий полковник инструктировал новобранцев, готовящихся вступить в ряды армии Российской империи. В качестве призывников выступили юные посетители музея, а роль сурового наставника сыграл член клуба исторической реконструкции Владимир Кулаков.
— По реформе Александра, в 1874 году вводилась всеобщая воинская повинность, — поделился он информацией. — На службу призывались молодые люди, достигшие 20-летнего возраста. Служили по 3 года. Армия не нуждалась в таком большом количестве военнослужащих, поэтому тянули жребий, кому идти, а кому оставаться дома. Те, кому выпадало служить, попадали в уездное по воинской повинности присутствие – аналог современного военкомата. Потом призывника отправляли в часть, где он первые 3 месяца проходил подготовку так называемым молодым солдатом, потом принимал присягу и служил остальной срок, получая чины и награды. По истечении трех лет бывший солдат мог занимать низшие государственные должности.
Во время очередного инструктажа получился забавный момент: один из молодых людей, стоявших перед полковником, на вопрос «что такое строй?» бодро выдал определения из устава воинской службы. Такой осведомленности никто из присутствующих не ожидал, и в адрес мальчика прозвучали довольно лестные оценки. Оказалось все просто: Алексей Галкин обучается в Суворовском военном училище, так что устав ему знать положено. Суворовец получил справку, в соответствии с которой он отлично закончил курс учебной команды и является рядовым 120 пехотного серпуховского полка.
Подобных приятных сценок в этот вечер было еще множество. Сотрудникам музея и всем, кто им помогал, удалось создать легкую атмосферу нереальности, волшебности происходящего, наполнить вечер познавательной и разнообразной информацией.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх