ОДНОЙ СТРОКОЙ

Волшебник простых форм

В Музейно-выставочном центре работает  экспозиция работ известного фотохудожника Анатолия Кулакова. Здесь представлены его знаменитые натюрморты, которые в разное время мелькали на страницах тематических журналов и неоднократно экспонировались на самых разных площадках, а также акварельные рисунки, практически незнакомые широкой публике. До этого они выставлялись только один раз – еще при жизни мастера в пущинском институте Биофизики. Теперь же у серпуховичей есть отличная возможность увидеть разные аспекты творчества Анатолия Кулакова.


Уже при входе в центральный зал, где расположились фотографические натюрморты, начинаешь понимать, почему их автор считается настоящим мастером. На них изображены обычные вещи: тарелки, кастрюли, колбы, лампочки, обломки ящиков и рамок… Каждая из них не представляет ничего интересного, но будучи объединены, они приобретают между собой особенную гармонию, несущую в себе некое послание к зрителю. При этом как толковать эту информацию, автор не подсказывает.
— Отец был против того, чтобы его работы как-то называли, — рассказывает Татьяна Кулакова. – Он считал, что название сужает смысловую наполненность картины. Каждый человек видит в изображении что-то свое и не надо ему в этом мешать, названием наталкивая на какие-то темы. Папа хотел, чтобы зритель задумывался, искал, смотрел.
Самое удивительное, что желаемого эффекта Анатолий Кулаков достигал, расположив перед объективом всего несколько предметов. Листы бумаги и шары, колбы с водой, тарелки и самые заурядные яйца. Простые предметы, простые формы, объединяясь и перетекая из одной в другую, образуют необычные композиции, изучая которые, обнаруживаешь все новые и новые детали.
— Я, честно говоря, не видела, как папа фотографировал, — вспоминает дочь фотохудожника. – Но мы с сестрой часто бывали у него в мастерской, и могу сказать, что он действительно использовал для своих натюрмортов подручные материалы – подбирал на улице всякие предметы, что-то приносил от знакомых. Он много работал с разными фактурами, умел видеть необычное в обыкновенном. Даже когда он уже лежал после инсульта, подзывал и говорил: смотри, какое облако интересное.
Отдельного упоминания заслуживают и акварельные работы мастера – под них выделен второй зал. Эти рисунки тоже аскетичны, в них минимум деталей и максимум смысла. Приглядевшись повнимательнее, можно в них заметить какие-то общие черты с восточной каллиграфией. Здесь присутствует тоже ощущение единства символа и жеста, рационального и уверенного движения руки.
— Для нас с сестрой эта выставка очень значима, поскольку наконец-то  удалось выставить папины рисунки в одном помещении с фотографиями, — объясняет Татьяна. — Обычно музеи и выставочные залы требуют что-то одно. Мы решили, что к акварели лучше всего подойдут фотонатюрморты, поэтому не стали экспонировать другие снимки – портретные, жанровые. На самом деле, все известные фотографии – это только вершина айсберга. У отца было около 110 оформленных работ, которые он и возил по выставкам. Еще около полутора тысяч лежат в архиве. Возможно, когда-нибудь мы с Дашей найдем время и возможность оформить и выставить и эти снимки, но пока об этом еще трудно говорить.
Данная экспозиция – уникальный шанс для фотолюбителей познакомиться с творчеством признанного мастера художественной фотографии. И этот шанс не следует упускать.
— Я считаю, что это часть сокровищницы советского фотоискусства, — сказала член союза фотохудожников России Евгения Комарова. —  Оно сейчас массировано раскупается и вывозится за границу. И это большая удача, что коллекция Кулакова пока находится в нашей стране, и мы имеем возможность смотреть ее здесь. Давайте понимать, что сегодня происходит историческое событие, воспоминание о нем необходимо сохранить, поскольку далеко не факт, что мы сможем когда-нибудь снова увидеть эти работы вместе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх