ОДНОЙ СТРОКОЙ

«В начале жизни школу помню я…»

«Школа входит в биографию человека всего одной строкой, но эта строка определяет всю его дальнейшую жизнь»…Как сделать, чтобы  одиннадцать лет обучения в школе стали для ребенка не просто временем «передержки» перед вступлением во взрослую жизнь, а действительно подготовили его к ней? Как в  условиях внедрения в школу новых образовательных стандартов, инновационных методов обучения, электронных журналов и дневников не забыть о самом главном - а ради кого все это делается? И, наконец, как решить проблему второй смены в школах Серпухова? Об этом  мы говорим с директором лицея «Серпухов» Виктором Горшковым.


   -Виктор Владимирович, ваш лицей  — кроме всех других  лидирующих позиций — еще доминирует и по численности: 1220 учащихся в таком небольшом  здании… Как справляетесь?
   — Всеми возможными способами!  Мы находимся в строящемся микрорайоне и потому обречены на постоянные прибавления: сдается новый дом — у нас новые ученики.  Только за это лето у нас 170 новичков и потому на 1 сентября  в лицее — шесть первых классов, шесть вторых, и мы вынуждены были  открыть шестой класс для пятиклассников.  У нас только «верхушечки», девятые-одиннадцатые классы, поменьше, за что мы очень благодарны  нашим замечательным колледжам — Губернскому и Гуманитарному, они нас разгружают. По этой причине  наш лицей уже не первый год работает в две смены. Другого выхода нет. К примеру, в этом учебном году  у нас во вторую смену будут учиться 3-и, 4-е, 6-е и 7-е классы.
— Насколько я знаю, вторую смену кроме вашего лицея у нас имеют практически все  школы, расположенные в центральной части города:1-я, 5-я, 7-я, 9-я, 13-я, 17-я. Но я помню еще советские времена, когда  некоторые школы не то что во вторую, а в третью смену работали! И на качестве знаний это не отражалось. Нужно ли так драматизировать эту ситуацию?
   — Я думаю, что отражалось на всем: и на качестве обучения, и на здоровье ребенка, и на взаимоотношениях его с родителями в первую очередь. Вторая смена уводит  детей от родителей.
— Это каким же образом?
— Очень простым… Ребенок приходит после второй смены часов в шесть-семь вечера, родители сразу усаживают его за приготовление уроков, чтобы проверить их, пока они дома, и все общение сводится к формуле  «выполнил-не выполнил». А полноценного общения, которое бы развивало ребенка, не происходит.  Ну и потом, это же аксиома, что  физиологические и психологические механизмы ребенка работают наиболее активно  и плодотворно в первой половине дня.  А во вторую смену нужно общаться, заниматься в кружках и секциях и так далее.
 —  Вопросы следующие: кто виноват и что делать?
   — Что касается конкретно нашего лицея, то виноваты те, кто семь лет назад начал застраивать «Ивановские дворики» и кто дал разрешение на застройку, не подумав об интересах будущих жителей.
Что делать… Грамотно работать с кадрами, возводить пристройки, где позволяет, как в школах №№7, 9, 17, территория и, конечно, строить новые школы.
— Но Вы не назвали еще один путь: вернуть под нужды образования те здания, которые  во время демографического кризиса были отданы якобы временно, поскольку ведь уже тогда был президентский Указ о недопустимости перепрофилирования.
   — Это очень хороший путь, но практически безнадежный.  Во всех этих бывших детских садах и школах сидят, как правило, областные структуры. Если выселять их, то  им ведь тоже надо искать помещения! А во-вторых —   все эти здания, которые были отданы в девяностых,  старой постройки: 30-х, 40-х годов, а  новые требования к школам сегодня таковы, что прежде чем  вернуть их школам или детским садам, их придется  капитально перестраивать…
— Остается одно —  строить новые школы? Какие в этом плане перспективы?
— Насколько я знаю, есть договоренность нашей администрации города с областью, что в 2017 году   рядом с нашим лицеем будет построена новая школа. Очень хочется в это верить…
— Проблемой  номер два для  школ  всегда был кадровый вопрос. Но в последние годы учителям так часто поднимали зарплату, что мне кажется, его просто быть не должно…
— И, тем не менее, когда я выглядываю в окно учительской, то не вижу у дверей своей школы особой очереди из желающих в ней работать…
   — Неужто есть вакансии?
   — Пожалуйста: 36 часов истории, 30 часов математики и только вчера закрыли вакансию учителя начальных классов… Я недавно читал в одной из областных газет: « 17% выпускников педагогических вузов пришли работать в школы  области…» А у меня вопрос: а куда делись 83 процента выпускников? Почему нет того прежнего механизма, когда, отучившись на государственные деньги, ты обязан их отработать по распределению!? Я в 80-е годы после вуза поехал в сельскую школу и  три года, как положено, там отработал. И это правильно! Это достаточный срок, чтобы понять, твоя это профессия или не твоя.
— Еще один непростой вопрос: взаимоотношения учителей с родителями. Не секрет, что не только дети, но и родители стали другими, более занятыми, более требовательными, порой и более агрессивными. У вас ведь давно работает электронный журнал, электронные дневники… Помогают они общению с родителями?
   -Что касается электронных журналов и дневников, то мы самыми первыми в городе перешли на них и сегодня для нас это – обычное дело. Родители в любой момент  даже с мобильного телефона могут получить всю информацию о ребенке: когда он пришел в школу, когда ушел, когда пообедал и какие оценки получил. Но есть у такого общения и оборотная сторона: привыкая к такому виду общения со школой, родители все реже и реже заглядывают туда, все реже «вживую» разговаривают  с учителями своего чада, а это и приводит к непониманию между учителями и родителями. Сегодня считается хорошо, если на собрание пришла половина родителей… К сожалению, все чаще мы слышим в свой адрес  то, что раньше вообще  было невозможно услышать: «мы на вас подадим в суд», «напишем президенту» и так далее. Но это сегодня повсеместно, и не только нас касается…
   — Мне очень нравится пословица: «Человеку в жизни должно повезти трижды: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться»… Я желаю Вам, чтобы в  новом учебном году  вашим ученикам «повезло» с учителями, а вашим учителям — с родителями и учениками.
   -Мы всегда, когда собираемся на  праздничную линейку, заканчиваем ее такими словами: «Наша школа лучшая, потому что она – наша!» С вашим пожеланием согласен и принимаю: только  в такой гармонии возможен успех. И все-таки на самом первом родительском собрании я, помимо всего прочего, обязательно говорю родителям: «Берегите и жалейте учителя. Он –душа и зеркало нашего общества…»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх