ОДНОЙ СТРОКОЙ

В музей — за платьем

Недавно в Серпуховском историко-художественном музее открылась новая экспозиция. Мало кто знает, что состоит она из отреставрированных картин и предметов быта аж XVI века. Среди экспонатов нашего корреспондента заинтересовали «Мадонна с младенцем» и вечернее платье, которое украшало гардероб модницы начала XX века.

Заведующая отделом реставрации Раиса Титова, которая провела для меня специальную экскурсию по «Возрожденным шедеврам» (именно так называется выставка), сообщила, что экспозиция представлена картинами масляной живописи, графикой и скульптурой, вышитыми бисером панно и даже настоящим платьем начала прошлого века. Практически все экспонаты — из коллекции серпуховской фабрикантши Анны Мараевой. 
— Эту выставку мы готовили в течение нескольких месяцев, — рассказывает Раиса Титова. — Она начала работать еще осенью, но тогда мы только открыли зал. В первом квартале этого года экспозиция была дополнена восстановленными картинами, тканями, скульптурой и предметами быта. Все подготовлено по правилам реставрационных выставок — каждый экспонат имеет свою историю. По любому из экспонатов можно найти полную информацию до реставрации и после нее —  что делалось и как готовился предмет, или картина.
По ее словам, большую часть картин отреставрировала Елена Баранова, сотрудник музея. Одна из ее работ — картина неизвестного итальянского художника «Мадонна с младенцем», написанная примерно в 18-м веке. По словам Раисы Васильевны, шедевр поступил в мастерскую реставраторов в аварийном состоянии. Авторский холст был дублирован, имел значительные следы деформации, прорывы, вдавленности и даже утраты на холсте. После кропотливой работы были укреплены грунт и авторский слой, удалены загрязнения. И картина «ожила». 
 — Вообще наш отдел реставрации — единственный в Московской области, — говорит Раиса Васильевна. — Другого такого целого отдела нигде нет. Причем работают в нем мастера очень высокого уровня. Например, Елена Баранова трудится уже более десяти лет и отреставрировала практически все картины этого зала.
Помимо картин, на выставке представлены предметы быта конца 19-го начала 20-го веков. Один из экспонатов — шикарное вечернее платье начала 20-го века, нежно-кремового цвета, которое состоит из лифа и юбки. Когда платье только поступило на реставрацию, оно, по словам Раисы Титовой, находилось в ужасном состоянии: было сильно смято, загрязнено многочисленными пятнами, и даже плесенью. Кремовый атлас и тюль были разрушены, некоторые фрагменты платья частично утрачены. На металлических крючках и петлях платья виднелись следы ржавчины. 
Платье взялась восстанавливать местный реставратор Светлана Леонтьевская. Работа велась почти год. В ходе нее были демонтированы и очищены от ржавчины отделка воротника, металлические застежки и крючки платья. После выведения пятен и загрязнений реставраторы сами удивились «родному» нежно-кремовому цвету изделия. Устранены защипы, складки, разрывы ткани. А основная работа — подбор демонтажных тканей и монтаж всех тканей — была самой сложной и долгой. В результате платье выглядит как новое, несмотря на старомодность.
Разумеется, реставраторы восстанавливают не только огромные картины и предметы быта, но и такие сложные вещи, как панно из бисера. Например, в экспозиции находится бисерное панно «Моление о чаше» середины 19-го века. Восстанавливала ее также Светлана Леонтьевская. Небольшой на вид фрагмент, расшитый бисером, был загрязнен, в некоторых местах бисер либо осыпался, либо был утрачен. Кроме того, панно пострадало от ржавчины и даже от гвоздей.
— В нашем музее такие огромные фонды, что можно работать многие-многие десятилетия, — объясняет заведующая отделом реставрации. — Например, картина масляной живописи должна реставрироваться каждые 60 лет. Потому что с ней все равно происходят возрастные изменения. Картину постоянно нужно держать в тонусе. Наш же отдел сформирован только 15 лет назад и работы много.
Стоит отметить, что реставрация движимых памятников является одним из важнейших направлений деятельности музея. Многие десятилетия она велась в основном специалистами Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря. Архивы музея указывают на то, что уже с конца 50-х гг. 20-го века реставрировалась и консервировалась масляная и темперная живопись. Создание своего отдела реставрации дало возможность музею в какой-то мере самостоятельно решать вопросы о возвращении к жизни движимых памятников. 
Нынешняя выставка «Восстановленные шедевры», по словам Раисы Титовой, еще долго будет радовать глаз серпуховичей. Посетить и «прикоснуться» к шедеврам истории могут все желающие с 9.00 до 17.00, кроме понедельника и последнего четверга месяца.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх