ОДНОЙ СТРОКОЙ

В гостях у сказки

В каждом из нас живет ребенок – частичка, которая помнит, что когда-то мы верили в чудеса и обожали сказки. Она погребена под ворохом житейских проблем, без которых невозможна взрослая жизнь. И все-таки тропинку в детство можно найти. Для кого-то путеводной ниточкой может стать игрушка, завалявшаяся где-то на антресоли, или блюдце, в которое давным-давно бабушка наливала варенье, или картинка в журнале «Мурзилка». Помните, какими яркими были эти иллюстрации, как все любили разглядывать знакомых героев или искать в изображении спрятавшихся зверушек. Удивительно, но часть из таких картинок были нарисованы в Серпухове художницей Ириной Шумилкиной. Она проработала иллюстратором  больше 20 лет для самых разных изданий, как ныне существующих, так и закрывшихся: «Веселые картинки», «Миша», «Синдбад», «Мурзилка», «Чудеса и приключения», «Маруся», «Чип» и другие. В этом году художница отметила свой юбилей.


Переступив порог квартиры Ирины Александровны, я буквально попал в сказку: вместо банальных обоев меня встретили нарисованные прямо на стенах герои: коты, птицы и рыбы. Это пестрое многообразие заставило мысли разбежаться по углам. Чтобы вспомнить, зачем я, собственно, напросился в гости, потребовалось минут пять, не меньше — настолько захватила мое внимание такая настенная живопись. С трудом отведя глаза от кота на двери, который, казалось, внимательно наблюдал за моими перемещениями, я, наконец, начал расспрашивать хозяйку о ее творчестве.
— Я всегда любила рисовать, сколько себя помню, — говорит Ирина Шумилкина. –  Это, наверное, у нас семейное: мой папа был художником и его брат – тоже. Наверное, значение имело и то, что я росла в творческой среде. Так или иначе, я очень хотела связать свою жизнь с изобразительным искусством. Планировала поступить в училище, а потом в академию. Но для этого нужно было ехать в другой город – в Томске таких учебных заведений не было. Мама побоялась меня тогда отпустить. И я пошла учиться в инженерно-строительный институт, в котором была кафедра рисунка. По образованию я архитектор. На самом деле, среди художников такая специальность не слишком большая редкость.
После окончания института Ирина Александровна на несколько лет осталась работать на кафедре. Затем около года прожила в Ленинграде, оттачивая свои навыки совместно со студентами академии художеств. Вернувшись в Томск, Ирина Шумилкина сразу окунулась в череду крупных выставок. В конце 80-х она решила перебраться поближе к Москве, ведь самые значимые экспозиции размещались в столице. В итоге выбор пал на Серпухов.
— Мне сразу понравился этот город, — говорит Ирина Шумилкина. – он очень красив со всеми этими домиками и церквями на холмах. Сейчас, конечно, появилось много новостроек, которые перекрывают некоторые виды, но Серпухов мне по-прежнему нравится. Через несколько лет  после переезда я начала рисовать иллюстрации для какого-то местного издания, уже не помню, как оно называлось. А потом принесла примеры своих работ в крупные московские редакции и начала сотрудничать с ними. Свой стиль найти оказалось довольно легко. Просто появился и все. Конечно, за годы работы  он менялся, обрастал какими-то новыми формами, но все же остался узнаваем.
За 20 лет работы иллюстратором у Ирины Шумилкиной скопилось какое-то невероятное количество журналов с ее картинками. Счет здесь идет на сотни экземпляров. Со страниц изданий смотрят самые разнообразные персонажи: люди, звери и даже такие неуловимые сущности, как время и ветер, наделенные человеческими чертами. Все свои творения автор любит одинаково — и добрых, и злых, и веселых, и грустных. Разве что лиса из комиксов в журнале «Миша» пользуется особым расположением создательницы.
— Рисование иллюстрации чем-то похоже на игру в театре, — считает Ирина Александровна. – Тоже нужно тщательно изучить текст, проникнуться им. Только в отличие от работы актера здесь нужно охватить не одного персонажа, а всех сразу, да еще и с окружением. Обычно я приступаю к работе еще по дороге домой из Москвы в электричке: сижу и читаю текст – долго, тщательно, по многу раз. Люди рядом, наверное, удивляются, что можно так долго смотреть на одном листочке. А у меня в голове уже начинают формироваться образы, из них составляться рисунок. Когда прихожу домой, я его просто переношу на бумагу. Бывает, что справляюсь за один день, но, как правило, над каждым изображением приходится работать дольше. Особенно это касается картинок-загадок, на которых спрятаны какие-то объекты. Нарисовать такие – это очень кропотливый труд и времени уходит очень много. Раньше многие иллюстраторы делали подобные картинки, но сейчас в основном этим занимаюсь я.
В минуты свободного времени Ирина Шумилкина тоже садится рисовать – просто так, для себя, потому что художники по-другому не могут. В отличие от иллюстраций, где изображение продумано до мелочей, работы «для души» часто сами диктуют, как себя рисовать. Автор делает их без предварительных набросков и эскизов – сразу из головы, поэтому в процессе первоначальная задумка может меняться и преображаться. В результате получаются невероятно интересные сюрреалистические сюжеты.
В квартире, где рождаются сказочные герои, я ненадолго почувствовал себя вернувшимся в детство – настолько ярко всплыли в памяти воспоминания о том, как сам когда-то листал страницы журналов и искал спрятанных на картинках животных. На мгновение даже показалось, что кот на входной двери заговорчески подмигивает мне, мол, я-то знаю, что ты немножко, но все-таки веришь в сказки.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх