ОДНОЙ СТРОКОЙ

Третьяковка началась с «Искушения»…

Каждого журналиста всегда интересуют истоки. Вот и основателю Третьяковки, потомственному купцу Павлу Михайловичу Третьякову, тоже не раз задавали этот вопрос: «С какой картины началась ваша коллекция?» И он всегда отвечал: « С картины Николая Шильдера «Искушение». Ее и сегодня можно увидеть в одном из залов Третьяковки. Она невелика по размеру, всего 54 x 68 см. Авторское повторение знаменитой картины точно такого же размера вы можете увидеть и в каминном зале Серпуховского историко-художественного музея...

А дело было так… В 1856 году Павел Михайлович поехал по делам в Санкт-Петербург. Тогда еще он не был собирателем живописи и занимался своим льнопрядильным производством. Столичные знакомые потащили его в гости к известному в те годы коллекционеру живописи Федору Ивановичу Прянишникову, который, будучи членом Петербургского Общества поощрения художников, помогал многим молодым талантам, покупая их картины. В его коллекции были портреты Боровиковского, картины Брюллова, Венецианова, произведения Левицкого и Федотова. Причем нередко он покупал картины «в рост», то есть находил перспективных студентов и скупал у них первые ученические работы, прекрасно понимая, что через несколько лет, когда эти студенты станут знаменитыми художниками, цена их работ вырастет в десятки раз. Третьяков был восхищен собранием Прянишникова. Он попросил рекомендовать ему какое-нибудь молодое перспективное дарование. Федор Иванович и указал купцу на Шильдера. Картина называлась «Искушение». Тема картины была в то время весьма популярна у русских художников — искушение бедностью…
… Темная тесная комната, бедная обстановка, единственное окно. На кровати, прикрытой темными занавесками, лежит, отвернувшись от света, высохшая старушка. Лицо её покрыто морщинами, на седых волосах платок, и хотя на дворе белый день, она не встает с постели. Она тяжело больна. Ее дочь пытается зарабатывать шитьем: рядом с кроватью стоит столик с работой. А вот и она сама стоит посреди комнаты, одета опрятно, но небогато. Рядом с ней хитроватого вида женщина, которая протягивает ей дорогое украшение в обмен на согласие девушки принять расположение от некоего мужчины. За спиной сводни смутно проглядывает сам покровитель. А на лице девушки — испуг и отчаяние. Она отшатывается от старухи, отстраняет ее своей тонкой рукой. На переднем плане картины — простейшая аллегория, помогающая лучше понять смысл картины: кошка, которая караулит мышь…
Третьяков покупает картину. Об этом свидетельствует письмо Шильдера: «Милостивый Государь Павел Михайлович! Посылаю Вам мою картину без рамы, потому что с оной послать не совсем-то удобно, слишком много тяжести. Надеюсь на Вашу любезность, поэтому лично обращаюсь с просьбою: будьте так добры, пришлите мне обещанную сумму, если возможно, то к 28 числу этого месяца, за что я Вам буду очень благодарен. За сим свидетельствую Вам глубочайшее почтение, остаюсь покорнейший слуга Ваш Н. Шильдер».
В лично составленный им первый каталог своей коллекции эта картина вошла под «нумером 1». Вторым номером стала картина Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», затем шли полотна Саврасова, Перова, Якоби…
Когда будете в Третьяковской галерее, не пропустите эту небольшую картину, скромно притаившуюся среди других знаменитых полотен. Она находится в одном зале с картиной Генриха Семирадского «Танец среди мечей».
Когда будете в Серпуховском музее, не пропустите картину Шильдера «Искушение». В нашем музее она тоже находится в одном зале с картинами Генриха Семирадского «Песня рабыни» и «Праздник Вакха». А из музейных документов следует, что поступила она к нам в 1925 году из Центрального хранилища Государственного музейного фонда.
И сегодня, как и много лет назад, эта картина ставит перед зрителем сложный моральный вопрос. Только, к сожалению, ответ на этот вопрос бывает очень неожиданным и совсем не в пользу бедной и гордой девушки…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх