ОДНОЙ СТРОКОЙ

Точная диагностика — основа основ

«Нейропсихологический подход в диагностике речевых нарушений» - семинар под таким названием прошел в муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, центре диагностики и консультирования «Шанс». Логопеды со всего города собрались здесь 31 октября, с тем чтобы обменяться опытом.Центр «Шанс» известен  в городе более 10 лет: в декабре 2012-го отмечал юбилей. Но в новом качестве  работает менее года. Директор центра Татьяна Ивановна Березина перед началом семинара с гордостью провела презентацию своего детища.


Татьяна Ивановна возглавила центр около трех лет назад и практически сразу занялась сначала  капитальным ремонтом, потом подбором оборудования. Дети ведь сюда приходят особенные:  с задержкой развития, страдающие детским церебральным параличом, аутисты и дети с синдромом Дауна.
Оснащен центр самым современным оборудованием. В одной из групп  — тренажеры–вертикализаторы, система Гросса, способствующие формированию у детей с ДЦП горизонтального положения тела и развитию движений, инвалидные кресла-столики для занятий. Есть  комната лекотеки для развития мелкой моторики, координации, логики и мышления. Отлично оснащен и медицинский блок: кабинет физиотерапии, массажный кабинет,  кабинет гимнастики с тренажерами и массажным креслом.
В «Шансе» работают  четыре логопедические групповые ячейки и группы, рассчитанные всего на 5-6 детей с такими заболеваниями, как аутизм, болезнь Дауна.  Для проведения медико-психолого-педагогической комиссии оборудовано специальное помещение. Как рассказала директор «Шанса», кабинет разделен на две части «зеркалом Гизелла» — специальным стеклом, пропускающим свет только в одну сторону. Это стекло используется в оборудовании помещений спецслужб, комнат переговоров и психологической работе. Члены комиссии могут наблюдать за ребенком через зеркало Гизелла, не мешая им, что позволяет детям вести себя естественно и дает возможность верно оценить педагогическую ситуацию. К детям здесь подход комплексный и индивидуальный.
 На семинаре говорили о детях с нарушением развития речи. В частности — о диагностике. Развитие речи ребенка с речевыми нарушениями направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте. Следовательно, формирование  лексико-грамматического строя языка ребенка является областью речевого развития, под ним подразумевается работа над  морфологией (системой склонения и спряжения, традиционной формой словоизменения), лексикой (словарным запасом), словообразованием (средствами и способами образования слов). 
Как сказала руководитель ГМО логопедов Лариса Анатольевна Комарова, члены методобъединения давно хотели посмотреть работу коллег из центра «Шанс», ведь в обычных детских садах нет  детей с такими сложными случаями, с какими кропотливо работают в «Шансе».  Соответственно, и методики центра отличаются от общепринятых. 
В «Шансе» работают по методике Т.А. Фотековой, она сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными другими светилами логопедии. Как продемонстрировала во время мастер-класса руководитель дефектологической службы, учитель-логопед Н.П. Быкова, методика носит тестовый характер, а стандартизированная система проведения и оценки результата позволяет представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи.
Методика состоит из двух разделов. Первый направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи. На семинаре был продемонстрирован сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики.
Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок. Этот вариант подразумевает исследование сенсомоторного уровня речи, ее грамматического строя, исследование словаря и навыков словообразования, исследование связной речи. Затем результат заносится в протокол и обрабатывается: баллы суммируются за каждую группу заданий, серий, блоков и методику в целом. Полученный процентный результат определяет уровень развития речи и позволяет вычертить индивидуальный речевой профиль для каждого отдельно взятого ребенка. По этой же методике отслеживается динамика развития речи.
Мастер-класс логопедам понравился, педагоги с интересом его наблюдали, задавали уточняющие вопросы, а по окончании семинара провели так называемый «бумеранг» знаний.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх