ОДНОЙ СТРОКОЙ

Тема грязная, но тема нужная

Сидим в глубокой яме. Мусорной. И с каждым годом увязаем все глубже... Имеется в виду не наш город конкретно, а ситуация в целом по стране. Почему? Потому, что в России нет каких­-либо серьезных  программ развития, касающихся сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (про утилизацию промолчим, слишком уж глобально для одной статьи). Рыночные отношения,  предписываемые реформой ЖКХ, равно как и  принципы обращения с ТБО  на начальном этапе, также почти не затронуты.  Однако это сложная социально­-экономическая система, игнорировать которую никак нельзя. Вспомним  «мусорный кризис» в Италии  2008­-го года. А ведь он  случился в стране, где работа с ТБО рассматривается как одна из равноправных сторон хозяйственного механизма. В России же ей внимания мало. Вот и поднимается время от времени тема мусора, или, как говорят специалисты, твердых бытовых отходов. Хотя они в контейнере не всегда твердые и без запаха.  Все,  что мы производим, потребляем, ­ буквально все ­ рано или поздно оказывается на контейнерной площадке. А учитывая закономерность «чем лучше мы живем, чем больше товаров  потребляем ­ тем больше мусора «производим», возникает вопрос:  можно ли решить мусорные проблемы без бюджетного финансирования, базируясь на самоокупаемости процесса сбора и вывоза? Этот вопрос мы задали директору МУП «ЭКОтраспорт» Василию ЖАВОРОНКОВУ.


­- Начнем с того, что мусор «производится» в жилых домах,   офисах, торговых точках, учреждениях образования, здравоохранения, на  стройках, промышленных предприятиях. Его объемы  растут в геометрической прогрессии. Потому наша задача ­ вывозить ТБО в сжатые сроки, ­ говорит Василий Владимирович. ­ В Серпухове этим занимается только «ЭКОтранспорт». В качестве подрядчика с нами в упряжке работает предприятие «Технолайн», оно обслуживает занарскую территорию. И весьма успешно. Наши соседи ­ протвинцы (а предприятие из города Протвино) ­  подтвердят, что «Технолайн» работает качественно. Впрочем, это лирика. Вернёмся к вашему основному вопросу — ­ решить мусорные проблемы сложно, но можно.
­— Вы возглавляете предприятие сравнительно недавно. Каким образом строите работу? Какие проблемы решаете в первую очередь?
­- В первую очередь решаем организационные вопросы. Ведь управление ТБО ­ это весьма сложный процесс, включающий не только вопросы финансового управления, долгосрочного развития, технические и экономические вопросы, но и, не удивляйтесь, психологические и социальные. Ежемесячно с территории города вывозится более 30 тысяч кубометров отходов. ТБО с контейнерных площадок вывозятся ежедневно, а крупногабаритные отходы ­ минимум раз в неделю. Если бы было  легко и просто организовать работу с ТБО, то подмосковные территории не были бы загрязнены, и Губернатор не поручал бы проводить такие спецоперации, как, к примеру, «Чистый город». Именно этой спецоперацией с середины октября плотно занимается  Госадмтехнадзор.
Управлять процессом ­ это значит не только собрать и вывезти ТБО. Необходимо обеспечить организацию работы сотрудников, взаимодействовать с общественными, государственными учреждениями, бизнес-­организациями, с населением. Большую роль играет психология и отношение общественности к проблеме мусора. Имею в виду тот факт, что население не везде готово элементарно донести мусор до общего контейнера, не говоря уж о готовности платить за услуги.
­— Помнится, своевременный вывоз мусора несколько лет назад был весьма острой проблемой. Сегодня вопрос стоит не так остро, верно?
­- Острым он останется еще долго. До тех пор, пока все организации и учреждения, индивидуальные предприниматели и прочие субъекты не станут заключать с нами договоры и дисциплинированно оплачивать услуги. А горожане не прекратят устраивать стихийные свалки.  Мы, насколько позволили финансы, оптимизировали свою работу, но до идеальной чистоты еще далеко. Судите сами: за 9 месяцев текущего года ликвидировали 4283 навала, это около 11 тысяч кубометров мусора!  Возвращаясь к процессу управления, скажу, что сначала надо было решить проблему техники. Технические решения управления отходами формируют существенную часть расходов предприятия, основной доход же у нас фактически один: платежи населения. Поэтому тем для размышлений было много. Машины для сбора и транспортировки отходов подбирались так, чтобы можно было легко найти запчасти. Учитывали мы также плотность населения и доминирующие виды жилья (многоэтажная застройка или частные дома).
­ -А это с какой целью?
­ -Дело в том, что ответы на эти вопросы определяют технологические решения сбора отходов, виды контейнеров и машин, логистику транспорта и прочее. Мы ведь применяем разные способы сбора. Вот, например, пятиэтажки на улице Чернышевского. Здесь на контейнерных площадках стоят стандартные восьмикубовые бункеры, и не по одному. По таким территориям у нас идет специализированный «КамАЗ» ­ уплотнитель. Но по частному сектору  огромную махину гонять нецелесообразно, поэтому мы пускаем обычный бункеровоз. А для индивидуального вывоза (это когда житель частного сектора ставит запакованный мешок с мусором у обочины, и его забирают в определенное время ­ прим. автора) используем самосвал: автомобиль идет по разработанному маршруту,  грузчик мешки забирает. Раньше особо четкого разделения труда не было.
Наша головная боль ­ крупногабаритные отходы. Это отходы от домашних строительных и ремонтных работ, мебель, обрезанные ветки и прочее, то есть  вещи, которые  не следовало бы включать в поток бытовых отходов. Но эти отходы обычно выбрасываются рядом с бытовым мусором и становятся нашей дополнительной заботой. Хорошо еще, если диваны с холодильниками в контейнер не грузят.
­- А что, бывает и такое?
— ­ Грузят, случается, и шпалы. В подобном случае машине контейнер не поднять, водителю приходится вызывать бригаду грузчиков с манипулятором, а самому следовать дальше по маршруту. В результате график вывоза нарушается. А теперь представьте, что  таких площадок набралось с десяток за день. На каждую надо направить  дополнительную технику, людей, а потом еще и мусоровоз вернуть. В итоге мы несем лишние, весьма ощутимые расходы.  К сожалению, тут ничего не поделаешь, приходится. Опять же за 9 месяцев 2010 года крупногабаритных отходов вывезено порядка 21 тысячи кубических метров.
­- Для КГО тоже специальная техника подбирается?
­- Да, безусловно. Раньше у нас на крупногабарит и на стихийные навалы выезжали 2 бригады, состоящие из двух самосвалов, погрузчика и машины с  людьми. Бывало, разбор одной свалки занимал и день, и два. Сейчас мы приобрели ломовоз. Агрегат справляется с завалами за считанные минуты и заменяет в нашем случае 8 единиц техники.
­ — А как в целом выстраивается работа по очистке города от мусора?
­- Принимая во внимание тот факт, что в среднем один горожанин за год производит от 150 до 200 кг отходов, мы подбирали (подбираем и сейчас, ибо нет предела совершенству) размеры контейнеров, места для площадок, частоту вывоза. Где поставить бункер ­ этот вопрос обычно решается коллегиально  (не только с надзорными органами, но и с учетом пожеланий серпуховичей): прежде чем переместить или установить площадку, проводим собрание жильцов близлежащих домов.
Чтобы обеспечить удобное обслуживание населения, контейнеры для отходов устанавливаются  недалеко от домов жителей (но не менее чем за 20 м), в  доступном (и жителям, и нашему транспорту) месте. Контейнеры для отходов должны быть расположены таким образом, чтобы мусороуборочная машина могла удобно подъехать, опустошить их и поставить обратно. Само место размещения контейнеров должно быть огорожено, иметь твердую основу и эстетически вливаться в общую жилую среду. 
­- ???
­-  Да, эстетически. Это второй вопрос, который мы сейчас решаем.
­— Давайте вернемся к нему чуть позже. У меня еще вопрос по техническому управлению. В городе десятки контейнерных площадок. У вас разные способы уборки и прочее. По какому принципу разрабатываются графики, маршруты, планы? Как ведется контроль?
­ — Для качественного и оперативного экономического анализа и контроля значительная часть работ по предоставлению и обработке информационных материалов финансово­экономического характера возложена на технику ­ компьютеры. Мы нанесли на электронную карту все контейнерные и бункерные площадки, а их около двухсот. На эту же карту нанесены  маршруты и графики движения транспорта.  Данные, конечно, меняются, маршруты совершенствуются. Обусловлено это тем, что затраты на транспорт являются одними из самых существенных расходов по управлению отходами. Они, главным образом, зависят от расстояния и проведенного в дороге времени, которое определяет вид автомашины. На расходы транспорта влияет также количество остановок и заторы движения. Чтобы оптимизировать эту работу, мы после разных и длительных экспериментов установили на 6 автомобилей JPS­навигаторы и датчики топлива.
­- Зачем лишние траты?
­- Лишние? Обижаете, отнюдь!.. Уже первый месяц эксплуатации оборудования показал основательную экономию топлива и рабочего времени. Диспетчер в режиме реального времени видит автомобиль, отслеживает выполнение графика, контролирует расход топлива. Экономия составляет до 40 %. Ну и оптимизировать вывоз в разы легче.
­- Вы говорили об эстетике…
­- Да, вторая после оптимизации вывоза ТБО задача ­ благоустройство. Контейнерная площадка должна иметь приличный вид. Мы сейчас над этим  работаем. Я изучал опыт других городов России, мне понравились в соотношении «цена­-качество» площадки с декоративным железобетонным ограждением в Санкт­-Петербурге. За один сезон по подобию Северной столицы мы модернизировали 9 площадок по адресам: Центральная, 141, Советская, д.78/7, Комсомольская, д. 2/9, Новая, д.20, пер. Мотозаводской, Советская, д.37­а, Химиков,  д.28, Новая, д.2/7, Российская, д.42. По тринадцати адресам установлено металлическое ограждение. Кроме того, поработали и над подъездными путями. Что­-то подсыпали, что-­то забетонировали. Конечно, в этом плане работы еще очень и очень много. Так же, как и с вывозом ТБО. Но на месте стоять «ЭКОтранспорт» не намерен.

СПРАВКА

В России ежегодно образуется около 130 млн. кубических метров твёрдых бытовых отходов. Из 27 млн. тонн ТБО промышленной переработке подвергается только 3%, остальное вывозится на свалки и полигоны­-захоронения. Огромные территории пригородов заняты несанкционированными свалками. Многие свалки не огорожены, не соответствуют санитарно­-эпидемиологическим требованиям, бесхозны и являются экологически опасными объектами.
На территории нашей области ежегодно образуется примерно 250 тысяч тонн ТБО. Значительное их количество размещается на 24 официально зарегистрированных полигонах. Тем не менее в области существуют десятки, если не сотни, несанкционированных свалок.
В России скопилось  приблизительно 85 млрд. тонн промышленных и 15 млрд. тонн твёрдых бытовых  отходов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх