ОДНОЙ СТРОКОЙ

Советская драматургия стала приметой времени

27 марта - Международный день театра. В этом году наша труппа решила отпраздновать его несколько иначе. Вместо «капустника», который обычно устраивали на День театра, на суд публики представят премьеру трагикомедии Григория Горина «Феномены». Чего ждать зрителям, рассказали директор гортеатра Игорь Шестун и режиссер Павел Цепенюк. 


«Феномены» были написаны в конце семидесятых годов прошлого столетия. Тогда же и происходят описываемые события: в номере  московской гостиницы поселяются три уникума. Один из них читает мысли на расстоянии, другой видит сквозь стены, а третий передвигает предметы силой мысли. Дальше события начинают развиваться необычно и непредсказуемо, по-горински, как сказал Павел Цепенюк.
Режиссер гортеатра уже ставил эту пьесу, когда она только вышла.  В ту пору он работал в Оренбурге. Вернуться к истокам своей деятельности его побудил авторский стиль Григория Горина и отсутствие современных альтернатив.
— Комедии всегда в дефиците, — пояснил Павел Цепенюк, — а сейчас — особенно. Российская драматургия находится в затяжном кризисе: пьес пишут много, ставить это невозможно за редчайшим исключением. Поэтому очень многие театры возвращаются к советской драматургии. Это тенденция и это правильно. У нас была плеяда выдающихся драматургов. Да, присутствуют идеологические вещи, но сейчас спустя много лет они уже являются приметами времени. Вместе с тем, проблемы, которые поднимаются в этих произведениях, — незыблемые, они существуют вне времени.
В современной постановке «Феноменов» признаки времени решили оставить, несмотря на то, что перенести действие комедии в современность было значительно проще. Первая трудность, с которой пришлось столкнуться режиссеру, — это молодость большинства актеров, которым жить в эпоху тотального дефицита не довелось.
— Приходилось объяснять с азов, что такое дефицит, «два кило в одни руки», что «вишню в шоколаде» прятали под прилавками, а сосиски являлись величайшим деликатесом, что шампанское – ужасная редкость и две бутылки достать нереально.  И что такое институт марксизма-ленинизма — пришлось объяснять.
Другая проблема – достать реквизит. По всем знакомым искали авоськи – за неделю удалось собрать целых три штуки, «вишня в шоколаде» обнаружилась в одном из магазинов. Уже нашли стеклянный графин, труднее всего, как ни странно, оказалось достать гранёный стакан. А вот декорации придумывать не пришлось – они повторяют оформление спектакля, который в конце 70-х шел в Оренбурге. И это хорошая новость. Дело в том, что оформлением пьесы занимался тогда еще начинающий декоратор, а ныне главный художник «Табакерки» Александр Боровский. С разрешения автора декорации были восстановлены в Серпухове.
Больше секретов относительно премьеры Павел Цепенюк выдавать не стал. Зато интересные факты поведал Игорь Шестун. Он рассказал, что в наш театр приезжает немало гостей из других городов: Протвина, Пущина, Чехова, и — что удивительно – из Москвы.
—  На одном из концертов познакомился с семейной парой, — отметил он. — Оказалось, что это москвичи, которые постоянно ездят именно к нам. Посещают и наши спектакли, и антрепризы, и концерты. На вопрос «почему?» они сказали, что тому несколько причин. Во-первых, они полюбили наш театр и труппу. Им здесь нравится, а во-вторых — к нам попасть проще и дешевле, чем в Москве. Например, москвичи приезжали сюда на Дидюлю. Когда он выступал в Кремле, билеты стоили от пяти тысяч рублей и были раскуплены за несколько часов спекулянтами. У них, понятно, они стали стоить еще дороже. С Петром Дрангой та же история. В Москве на эти концерты не попасть, а у нас – пожалуйста. И цена в пять раз ниже.
Также Игорь Шестун и Павел Цепенюк анонсировали еще одну премьеру: предположительно 27 апреля зрителей ждет спектакль-концерт к столетию композитора, дирижера и литератора Никиты Богословского. Название пока не утверждено, но весьма вероятно, что озаглавит спектакль строчка: «Шаланды, полные кефали».

Евгений КРАСНОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх