ОДНОЙ СТРОКОЙ

Сказка на кончиках пальцев

Как много, оказывается, разновидностей домашнего кукольного театра. Среди рукотворных «актеров» встречаются самые разные: марионетки, бибабо, варежковые, ложечные, планшетные, маппет и многие другие. Оценить практически весь этот ассортимент можно было на III фестивале домашних кукольных театров, который в течение месяца проходил в Музейно-выставочном центре.


Возможностью показать свои спектакли воспользовались самые разные коллективы. Это и простые семьи, которые таким образом коротают вечера, детские сады и школы, различные творческие студии — всего около полутора десятков любительских театров. Впрочем, уровень некоторых постановок язык не поворачивается назвать «самодеятельными» — уж очень качественные получились спектакли. Как пример можно привести коллектив «Тары-Бары» из села Тарутино. Они продемонстрировали целую концертную программу, в которую помимо сказки Андерсена «Свинопас» вошли частушки и марионеточные танцы.
— Я профессиональный кукольник с большим стажем, — объяснила руководитель коллектива Наталья Садовская, — у меня есть сольная программа: 2 спектакля, в которых я играю одна. Переехав из Питера в Тарутино 12 лет назад, я выступила в местном ДК. И меня попросили вести кукольный кружок. Так студия и появилась. Начали постепенно, не торопясь, за десятилетие мы набрали неплохой репертуар. Кукол используем разных – привычных марионеток, маппет – тростевых, с подвижными руками и челюстью, тантамареска – когда тельце кукольное, а голова – человеческая.  Ребята учатся управлять каждой из них. Это труднее, чем кажется, и в процессе репетиций дети становятся более собранными, дисциплинированными, учатся работать в команде. Тростевой куклой управляют два человека, один отвечает за движения головой и плечами, второй — водит руками. Нужно учиться выполнять многие действия синхронно, чтобы кукла двигалась нормально. Хотите верьте, хотите нет, но  дети, которые занимаются в театре, – гораздо лучше учатся в школе. Бывало и так, что приходили ребята неуспевающие, но постепенно выправляли свои школьные оценки.
Отчего же не поверить, когда подобные факты подтверждают и руководители других коллективов. Например, Марина Крылова, руководитель труппы из детского сада №29 «Пчелка», активно использует кукольный театр при работе в логопедической группе.
— Репетиции постановки – отличный способ развить у ребят правильную речь. Вырабатывается четкая дикция, интонационное выделение текста. Помогает и то, что ребенок работает руками. Вот вы видели варежковый спектакль. Во время представления дети шевелят пальцами, чтобы герой двигался, крутился, кланялся. Это развивает моторику, что очень полезно для  мозга ребенка и — в том числе – правильной речи.
Не все любительские театры поставили сказку. Коллектив детского сада № 26 «Солнышко», который традиционно принимает участие в этом фестивале, решил выделиться и показать инсценировку песни «как на тоненький ледок…».
— Мы решили смешать все стили, устроить такое мини-шоу, — говорит старший воспитатель Ольга Михайлюк. – Реквизит и костюмы уже были, куклы нам сшила мама одного из воспитанников. Хотелось сделать всё легко и необычно. А заодно и немного расширить кругозор наших детей. Они воспринимают нашу жизнь, наш быт через игровые действия. При помощи театра мы знакомим ребят с фольклором: пока готовится спектакль, параллельно рассказываем о том, какие были в старину костюмы, обычаи, объясняем непонятные слова в песенке.
Обменялись коллективы не только постановками, но и опытом работы, тем более что проблемы у всех театров общие и главная из них – финансирование.
— Как ни крути, а без денег ничего путного не сделаешь, — говорит Наталья Садовская. —  Одно дело — кукла. Её создание, конечно, тоже требует затрат, но это не главное. А вот когда встает вопрос аппаратуры для музыкального оформления или транспорта – начинаются проблемы. Всё очень дорого, законы сегодня такие, что я не могу просто попросить родителей моих учеников взять две машины и отвезти на фестиваль. Мне надо заплатить сумасшедшие деньги за автобус с биотуалетом и прочими удобствами. Конечно, администрация нашего села помогает, как может. Но что она может сделать? У нас всё население 450 человек! Конечно, нет никаких возможностей на уровне деревни отправлять нас на фестивали. Плохо, что вопросами детского развития сейчас не занимаются на государственном уровне – только руками энтузиастов, а руки-то иногда опускаются. Но вряд ли я брошу это дело, пока силы есть. Ребята очень радуются возможности поехать на фестиваль. Вот сюда, например, приехали, так они уже обежали все залы и просят вернуться на экскурсию в этот выставочный зал.
III фестиваль домашних кукольных театров подходит к завершению. Последний показ, а также подведение итогов и награждение участников начнутся 23 января в 18 часов.

Евгений КРАСНОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх