ОДНОЙ СТРОКОЙ

Школьный звонок по театральным обычаям

26 июня завершила свою работу Пятая школа при Союзе театральных деятелей РФ. Завершила вполне по­театральному: капустником, в котором молодые актеры из разных стран мира, говорящие по­русски и несущие русскую культуру в массы, комедийно обыграли все, что произошло с ними за последний месяц. По словам самих артистов, это был самый счастливый месяц их жизни.Все студенты получили дипломы ­ в этом году это 85 человек из почти 30 стран. Около месяца они постигали систему Станиславского и изучали творчество Мейерхольда, ставили спектакли и набирались опыта. Происходило все в Звенигороде, где жил Чехов, творил Левитан, бывал Шаляпин.Результатом работы молодых актеров, которых собирает под своим «крылом» театральная школа и председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, стали выпускные спектакли. Серпуховские любители театра могли посетить эти спектакли ­ по сложившейся традиции, их показ прошел и на сцене Серпуховского музыкально-­драматического театра.


ТЕАТР РЕНАТА МАМИНА





Балетмейстер Ренат Мамин поставил с актерами Школы пластический спектакль «Кинотанец». Этот спектакль, как отметили актеры, во многом стал работой в соавторстве. Ведь постановщик отказался от мысли диктовать идейно­композиционные условия, а напротив, он предоставил ребятам возможность фантазировать, придумывать самостоятельно и сцены, и движения. В результате получился очень симпатичный шоу­балет, прекрасно иллюстрирующий видеофрагменты из широко известных советских и российских кинофильмов. Самостоятельно придуманные актерами импровизационные этюды режиссер собирал, как мозаику, в единую картину.

Ренат Мамин ­ частый участник различных региональных и столичных театральных форумов и мастер­классов, поскольку является преподавателем школы­студии при МХАТ.  Помимо студенческих спектаклей в школе­студии, Ренат ставит как хореограф и спектакли в крупных московских театрах. Его стиль можно охарактеризовать как стремление к эффектному шоу с точным психологическим попаданием в суть переживаний персонажа. Единственное, чего не хватило на спектакле «Кинотанец», ­ это сюжет, который бы заставил драматических актеров передать через танец историю и характер героя, как это было на предыдущих школах, когда артисты не просто танцевали, а на самом деле играли полноценный пластический спектакль.

 

ТЕАТР ИГОРЯ ЛЫСОВА





Неоднозначный спектакль Игоря Лысова, ученика легендарного Анатолия Васильева, основателя театра «Школа драматического искусства», был показан на следующий день в Серпухове. Пьеса «Коронация» польского драматурга Модзелевского нашла отклик далеко не в каждом зрителе. Но вот режиссерский ход ­ разделить роли на двух артистов ­ вызвал несомненный интерес. Сама же пьеса Марека Модзелевского, художественная читка которой на русском языке впервые состоялась совсем недавно, в дни проведения проекта «Польский театр в Москве», реализованного фестивалем «Золотая маска», серпуховским зрителем оказалась не понята.

В программке значился, помимо остальных действующих лиц, Король. К сожалению, понять функцию и мотивировку этого персонажа так и не удалось. Сюжет уместился между членами одной семьи и людьми, непосредственно влияющими на жизнь этой семьи. Но жизнью существование героев пьесы назвать трудно: мат, грубость, цинизм, взаимные обиды… Совершенно очевидно, что польская современная драматургия отношений переживает тот же кризис, что и российская. Главный герой решает свои психологические проблемы, по трактовке режиссера, взявшись за дело не с того конца. Начинать­то все­таки следовало с головы, с христианских заветов морали.

Сам Игорь Лысов, несмотря на несколько нецензурных реплик в постановке, несмотря на смятение  героев «чисто по Фрейду», эту пьесу аморальной не считает. Разумеется, за несколько репетиций поднять сценический материал, претендующий на драматизм, просто невозможно. Этим, вероятно, и объясняется невнятность прозвучавшей в «Коронации» истории.

 

 

ТЕАТР ГРИГОРИЯ ДИТЯТКОВСКОГО





Взяться за шекспировского «Гамлета», по словам Григория Дитятковского, его спровоцировала сама ситуация: если уж браться за несколько дней ставить спектакль, то пусть это будет главная пьеса всех времен и народов. Получилось очень непривычно ­ местами весело, местами трагично. Публика следила за действием, не отрываясь. Ведь многое в этой постановке для серпуховской сцены было ново.

А новым было огромное количество «придумок», так обычно случается, когда режиссер и актеры не скованы какими­то ограничениями, а дают полную свободу своему воображению. Примером могут служить театральные капустники. Отчасти спектакль «Гамлет» такой капустный вариант и напоминал.  Правда, звуковое и световое оформление было сделано в соответствии с профессиональными требованиями высококлассного мастера, каким и является Григорий Дитятковский.

Об этом спектакле режиссер отозвался тепло, но с ремаркой: спектаклем его назвать нельзя, скорее ­ этюдные работы. Запомнились детали­находки: например,  шлепки руками по воде в тазу, синхронно совпадающие с шагом Офелии, идущей топиться, мистическая и в то же время какая­то клоунадная подача самой истории, Гамлет, внешне очень похожий на Пушкина… По всему было заметно, что творческая команда работала над спектаклем «с огоньком», отдавая должное и юмору, и трагедии.

 

ТЕАТР ЕВГЕНИЯ ИБРАГИМОВА





Один из лучших кукольников России Евгений Ибрагимов представил в рамках работы театральной школы спектакль «Метаморфозы».  Для зрителя эта работа стала настоящим чудом: сцена вдруг стала пространством сказки. На ней возникал то океан с китами, русалками, стаей дельфинов, то вдруг она превращалась в комнату, где обитают крохотные сказочные персонажи, то в вокзальный зал ожидания с оживающим чемоданом…

Сам Евгений Ибрагимов называет себя дервишем. Есть в нем что­то волшебное. И одежда. И мысли. И душа, которой он щедро делится с публикой.  Сейчас Евгений подписал двухгодичный контракт с Южно­богемским государственным театром в Чехии. Это большой театральный комплекс, в котором есть и театр оперы и балета, и театр драмы, и театр кукол.  Евгений уверен, что у каждого предмета, как писал Андерсен, есть своя жизнь и свое мнение о себе и об остальном мире. Помочь предметам заговорить – этим он и занимается в разных странах, с разными актерами.

Спектакль «Метаморфозы» стал прекрасным завершением программы театральной школы СТД РФ. Будем ждать следующего сезона.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх