ОДНОЙ СТРОКОЙ

Шекспир нам оказался по зубам

День театра! Премьера! Шекспир! Только этих слов было бы достаточно, чтобы в стенах серпуховского Музыкально-драматического театра состоялся полный аншлаг. Однако в этот раз в фойе перед спектаклем собралось рекордное количество зрителей. Оно и понятно: 100-летний юбилей городского театра – событие редкое, и второй шанс попасть на него больше не представится.


— Хочется праздника, который позволил бы отметить веху векового юбилея нашего театра, — поделилась ожиданиями Надежда Савченкова. – Он у нас очень хороший, отличная и очень талантливая труппа. Я рада, что в нашем городе все это есть, стараюсь бывать на всех премьерах.
В качестве подарка своим почитателям режиссер и актеры решили преподнести пьесу великого драматурга, «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира». По традиции на день театра в Серпухове всегда ставят что-то смешное, на этот раз решено было показать  «Комедию ошибок». Завязка у этого произведения следующая: у сиракузкого купца родились двое близнецов. В то же время у нищей женщины также родилась двойня. Купец выкупил у беднячки сыновей, чтобы они стали слугами при его детях. Однако во время шторма семья была разлучена. С отцом остался только один из близнецов и его ровесник-слуга. Спустя долгие годы в поисках пропавшего брата Антифол (Сергей Кирюшкин) прибывает в Эфес, где его и его слугу Дромио (Дмитрий Глухов) начинают узнавать незнакомые люди…
— Почему решили поставить именно это произведение? Просто хорошая пьеса хорошего драматурга, почему бы не сыграть, — с усмешкой говорит режиссер театра Павел Цепенюк. – Но главная причина — в ней сравнительно немного ролей, и нам хватило на нее актеров. Кроме того, это самая первая комедия Шекспира, и она довольно проста. Автор только пробовал свое перо в жанре, и поэтому здесь нет таких противоречивых характеров, правда, есть другие сложности. Я очень волновался за своих близнецов – Сереже и Диме нужно было постоянно менять образы, чтобы показать похожих друг на друга братьев. На самом деле это очень трудно. Но я ведь знаю, на что способна моя труппа, и решил, что ребята с этой задачей справятся. Более того, я  пошел на очень сложную сцену, ближе к финалу первого акта, когда актеры бегают, становясь то одним, то другим. Это была проверка, сможем ли мы просуществовать в таком ритме. Я считаю, что мы справились. Конечно, были шероховатости, которые мы потом разберем и исправим.
Зрители такую смелость серпуховской труппы оценили в полной мере, с удовольствием поддерживая труппу аплодисментами на протяжении всего спектакля.  И это, похоже, придало актерам сил – отыграли они замечательно, несмотря на всю сложность быстрой смены «масок».
— Играть двух близнецов, один из которых почти постоянно находится на сцене, когда буквально за несколько секунд нужно переключиться на другой образ, это непросто, — признался Сергей Кирюшкин. — Но благодаря собственному опыту, советам режиссера, помощи коллег, удалось поймать нужное состояние. Дополнительную ответственность накладывало то, что все фразы произносятся в стихах и своим языком просто так не перескажешь. Могу сказать, что это был интересный для меня опыт.
— На первом этапе было сложно технически, потому что нужно было сделать наработки, создать образы, — вспоминает Дмитрий Глухов. — Были поиски, были творческие муки, пока не нашли прием, в котором это все можно было воплотить. Никакого волнения из-за того, что мы ставим Шекспира, я не испытывал. Мы же играем людей, а они во все времена одинаковы. Единственное, что вызывало страх, – времени на репетиции было катастрофически мало. Поэтому мы очень торопились и волновались.
Бытует мнение, что комедия – легкий жанр не только для зрителя, но и для актера. Возможно, для каких-то постановок это и справедливо, но только не для серпуховской интерпретации «Комедии ошибок». Слишком много здесь деталей, которые дополняют одна другую, взаимодействия персонажей, актерской игры – всех тех мелочей, которые отделяют сухие строчки пьесы от ее постановки на сцене. Особенно в условиях дефицита актеров – их оказалось «впритык». Одну из ролей в итоге пришлось взять режиссеру.
— Это неправильно, эти профессии абсолютно разные, и не нужно их смешивать, — сокрушается Павел Цепенюк. — Мне было очень трудно перестраиваться, потому что у меня привычка смотреть за актерами, подмечать, что они делают. И вместо того, чтобы играть, я начинал следить за ними. Но альтернатива была только одна – вообще не ставить пьесу, так что мне пришлось взять себе роль.  
Зная, с какими трудностями пришлось столкнуться сотрудникам театра при работе над постановкой, остается только удивляться, что она удалась. А это, несомненно, именно так. Вряд ли кто-то из зрителей покидал зал разочарованным. Напротив, в фойе еще долго не затихали восторженные обсуждения разных сцен.  
— Работники театра — просто молодцы, — делится впечатлениями Анна Нильская. – И особенно молодцы – что решили поставить Шекспира, потому что творческие люди обязаны пробовать что-то новое, постоянно находиться в поиске. Здесь люди явно не стоят на месте, развиваются, и это главное.
— Сегодня наши актеры в очередной раз показали себя и показали с прекрасной стороны, — говорит Юлия Ровба. — Считаю, что для города, – большая удача и гордость иметь собственную труппу. Помню, был момент, когда ее существование находилось под вопросом, и очень рада, что сейчас серпуховский театр возродился, что он собирает аншлаги. Сюда приходят люди разных возрастов, есть молодежь, есть пенсионеры, и это очень приятно.

Евгений КРАСНОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх