ОДНОЙ СТРОКОЙ

Серпухов и Пущино превратились в столицы пикториальной фотографии

На неделю Серпухов и Пущино оказались под пристальным вниманием российских фотохудожников благодаря I Фестивалю художественной фотографии. Те, кто сумел вырваться из повседневной суеты и приехать сюда, сразу же включились в круговорот мастер-классов, совместных фотопрогулок и прочих мероприятий. Те же, кто остался дома, отчаянно завидовали своим более удачливым коллегам.

Большой интерес участников фестиваля вызвала презентация коллекций от известных фотохудожников, работающих в направлении пикториальной фотографии. В частности, свои работы в Музейно-выставочном центре представил Андрей Клюев, который в 80-е годы прошлого века придумал любопытную технику бром-офорт.
— Я жил в Серпухове очень долго, с 1985 по 2005 год, и всё моё фотографическое созревание, становление происходило здесь, — рассказал он. – Мне очень повезло: я познакомился с младшим сыном Николая Платоновича Андреева Сергеем Николаевичем, и у меня дома несколько лет лежали папки с оригиналами фотошедевров Андреева. Я мог каждый день брать их в руки и смотреть, изучать, наслаждаться ими. Это вообще очень важно для фотографа – видеть именно оригиналы. Постепенно пришло желание сделать что-то своё. Так в 1987 году появилась техника позитивной печати, которую я назвал бром-офорт. Суть ее такова: беру черно-белую бром-серебряную фотографию, делаю тонирование с неполным отбеливанием. Потом подбираю тон масленой краски и степень ее разведения с олифой или подсолнечным маслом и заливаю ей всю фотографию. Неделю жду, пока всё высохнет. После этого я беру отточенный скальпель и начинаю послойно срезать краску. Иногда использую белила, чтобы подчеркнуть отдельные места. Результат вы можете видеть на выставке.
Из Санкт-Петербурга приехала известная фотохудожница Елена Скибицкая, которая создала в северной столице свою авторскую фотошколу. На фестиваль она привезла две коллекции. Первая разместилась в Центре культурного развития Пущина и состоит из снимков, сделанных в самых разнообразных местах.
— Я решила отойти от петербургской тематики, а показать темы, снятые, грубо говоря, одним днём, то есть в местах, где я случайно оказалась, при тех погодных условиях, которые имелись в данный момент, — говорит автор. – Это было сделано сознательно, потому что я входила в состав жюри конкурсной части Фестиваля и мне было важно показать участникам, что тему можно закончить в любых световых условиях.
Вторая коллекция Елены Скибицкой – это её интерпретации техники бром-офорт, о которой она узнала от Андрея Клюева в начале 90-х годов в Серпухове на похожем фестивале.
— Когда в массе появились цифровые фотоаппараты и я стала людей в моей школе учить работать с ними, то в какой-то момент загрустила. Обидно было, что полученное изображение можно тиражировать бесконечно – сколько выставил в принтере, столько абсолютно идентичных отпечатков получил. Мне же очень хотелось, чтобы мои ученики полюбили фотографию также, как и я, наслаждались от процесса получения изображения, которое невозможно повторить, которое уникально и существует в единственном экземпляре. Тогда я в курс ввела бром-офорт. Сначала, как и Андрей, использовала черно-белые отпечатки, но потом начала экспериментировать с цветными и несколько видоизменила технологию. Нам нужна цветная фотография, сделанная методом оптической печати, потому что принтерные краски под воздействием растворителя размываются. Далее я наношу художественную масленую краску, которая имеет большую степень прозрачности. Этот процесс выполняется тычками кисти с натуральной, нестриженной щетиной, чтобы получился немного хаотичный слой. Затем чистой кистью я этот слой также тычками выравниваю. Не дожидаясь высыхания краски, различными зубочистками, деревянными шпажками и другими приспособлениями процарапываю в некоторых местах краску, выделяя отдельные детали.
Посетили участники фестиваля и филиал Серпуховского историко-художественного музея на Калужской, 48. Там они ознакомились с еще одной авторской коллекцией – пущинского фотохудожника Константина Чемериса.
— Эту экспозицию я делал несколько лет, здесь 42 работы, которые на данный момент я считаю лучшими своими фотографиями, — пояснил он. – Так сложилось, что именно пикториальное направление оказалось мне ближе всего. К сожалению, сейчас у меня нет времени, чтобы работать с плёночной камерой, хотя именно аналоговая фотография лучше всего подходит для моих целей. Снимаю на обычную «зеркалку» с базовым объективом. Всё остальное – постобработка в Фотошопе, где я убираю цвет, делаю обобщенные тональные отношения и добавляю имитацию отпечатка с чёрно-белой плёнки.
Фотографы также приняли участие и в другом фото-фестивале, уже традиционном для нашего города — «Андреевская осень». В этом году он посвящён учителям, друзьям и коллегам выдающегося русского фотографа Николая Платоновича Андреева.
Достойным завершением I Всероссийского фестиваля художественной фотографии стали творческая встреча со знаменитым фотохудожником Георгием Колосовым и подведение итогов блиц-конкурса «Серпухов. Андреев. Столетие спустя». Победителем этого творческого состязания стал Дмитрий Андрианов из Москвы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх