ОДНОЙ СТРОКОЙ

СЕРИЯ «УСПЕШНЫЙ ШКОЛЬНИК» — ПОЛЕЗНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ни для кого не секрет, насколько легко дети  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, а дидактическая игра  - ценнейшее средство воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы, вызывая у  учащихся живой интерес к процессу познания. Понимая это, педагоги стараются не только разнообразить свою деятельность, но и привносить что-то свое, новое и интересное. Так, педагоги начальной школы Светлана Светлолобова и Вера Савельева не  только разработали, но и готовят к изданию серию дидактических пособий «Успешный школьник».


 — В чём  состоял замысел  серии «Успешный школьник»?
— Серию «Успешный школьник» мы разрабатывали  более десяти лет, ее предназначение —  помощь детям, родителям и учителям, — рассказывает учитель начальных классов МОУ «СОШ №7» Вера Савельева, – и результат есть.  По данным различных исследований проблемы в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов.
Пособия этой серии помогают детям в увлекательной форме в кратчайшие сроки усвоить темы, которые обычно вызывают затруднения при обучении.  Данные материалы могут быть использованы не только для индивидуальной работы в школе и дома, но и для групповой — при проведении уроков в общеобразовательных школах, в классах коррекции (по новому образовательному стандарту второго поколения).  Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике;  пособие для развития техники чтения «33 ступени к успеху» (игры-упражнения для индивидуальной работы с ребёнком). Возраст учащихся, которым адресованы пособия, — 6-10 лет.
— Что представляют собой  пособия по русскому языку и математике?
— Готовые к использованию карточки имеют лицевую и обратную сторону. На лицевой стороне находится задание, а на обратной – ответ и материал для отработки допущенной ошибки  или автоматизации навыка.  Заниматься по пособиям школьник может самостоятельно. Карточки с заданием,  с которым ребёнок справился без ошибок, откладываются в сторону (в одну стопку). Ученик продолжает работать с оставшимися карточками. К примеру, математика. В серию включены темы: «Величины», «Состав чисел в пределах 10», «Сложение  чисел с переходом через десяток в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Табличные случаи умножения», «Табличные случаи деления». Заменяя  «окошко» числом, ребёнок имеет возможность проверить свой ответ. А благодаря наличию правильных ответов на обратной стороне карточки  снимается напряжение и тревога  детей по поводу правильности выполнения задания. Ребёнок   не боится ошибиться, он испытывает положительные эмоции при работе. Чем чаще ребёнок будет испытывать радость в процессе обучения, тем быстрее в его сознании закрепится позитивное отношение к учёбе, к школе. Одной из  основных задач обучения математике является формирование сознательных и прочных,  доведенных до автоматизма,  навыков вычислений. Принцип работы с   пособиями по русскому языку — «Словарные слова, 4 класс», «Характеристика звуков», «Слова-синонимы», «Слова-антонимы», «Падежи» — такой же, как и  в играх-упражнениях по математике.
—  Что представляет собой пособие «33 ступени к успеху»?
— В  пособии «33 ступени к успеху» (более 360 страниц) собраны игры-упражнения для развития техники чтения в начальной школе.
Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Нарушения при чтении у учащихся начальной школы оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения. Коррекция нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, родителей и логопедов. На протяжении всей своей педагогической деятельности я тщательно изучала и использовала в работе с детьми эффективные методики обучения чтению: развитие оперативной памяти по методике И.Т. Федоренко, методику В.Н. Зайцева, таблицы Шульте и др. Я обобщила опыт учителей и методистов по данному вопросу, при создании пособия учла причины низкой техники чтения и индивидуальные особенности учащихся, разработала систему упражнений, которые  апробировались  в течение 15 лет.  Результаты исследования показали хорошие результаты: благодаря пособию дети стали  делать меньше ошибок, скорость чтения  значительно  увеличилась, повысился интерес  к чтению.
— Каков принцип работы с этим пособием?
— Одним из условий в работе с пособием является  постепенное движение от одной ступени к другой. Пособие можно использовать только для индивидуальной работы с ребёнком во внеурочное время. Каждый ребёнок в своём развитии индивидуален. Поэтому допускается прохождение одной ступени не за 1 день, а за несколько. Минимальное время занятий, на которое рассчитано пособие, — 33 дня. Но если необходимо, то время занятий может быть увеличено. Из практики замечено, что максимальное время прохождения одной ступени обычно составляет 4 дня. Для удобства  пользования в книге имеется «Таблица успеха», где взрослый фиксирует этапы продвижения по ступеням (дата, страницы). Задания игр-упражнений подобраны по принципу усложнения: слог-слово-предложение-текст. В основном используются короткие рассказы Л.Н.Толстого, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, И.С. Соколова-Микитова и других писателей. В книге много интересных текстов, которые повествуют об истории изобретений. Каждая страничка пособия построена по следующему принципу: верхняя часть — для чтения ребёнком, а нижняя часть страницы – пошаговая инструкция для взрослых. Обычный шрифт  взрослый читает про себя, а то, что выделено курсивом, он произносит вслух  для  ребёнка. Родителям не обязательно иметь педагогическое образование, чтобы помочь своему ребёнку читать лучше. Для занятий по пособию потребуются лишь песочные часы, карандаш. «33 ступени к успеху» — некий инструмент,  который зазвучит и в руках профессионалов, и у тех, кто не имеет педагогического образования, но очень хочет сделать своего ребёнка успешным.
— Каковы отличия  работы с  пособием по чтению (от пособий по русскому языку и математике)?
— Прежде всего, необходимы ежедневные занятия  в течение 25-30 минут, только со взрослым (а по русскому языку и математике – в течение 10 минут: ребёнок может работать самостоятельно без помощи мам и пап). Второе обязательное условие  – никогда нельзя начинать занятие в плохом настроении. Задача взрослого — ориентировать своего ребёнка только на успех, чаще хвалить, говорить «У тебя всё получится. Я верю в тебя!». Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.
— Какой общий итог десятилетней работы Вы можете подвести?
—  Апробация игр-упражнений проводилась более 10 лет.  Результаты проведенных исследований  показали, что пособия позволяют справиться со многими  трудностями  по русскому языку, математике и чтению в кратчайшие сроки. Качество знаний у учащихся повышается на  5-15%. Образование, полученное в начальной школе, является базой всего последующего обучения. Пособия  серии «Успешный школьник» способствуют развитию умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и самостоятельно оценивать учебные действия и их результат. Наиболее ценными  эти пособия являются для детей с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к школьным предметам. Использование пособий серии «Успешный школьник» выступает гарантом успешного учебного процесса  младших школьников. Пособия положительно оценены Городским методическим советом и рекомендованы к публикации и использованию в общеобразовательной школе (в качестве дополнительных дидактических материалов).
— Так за чем же дело стало? Вводите повсеместно, предлагайте использовать коллегам…
— Дело в том, что изготовить эти материалы вручную, по комплекту на каждого ребенка – дело не из лёгких. Пособия хотелось бы выпустить типографическим способом, а на это нужны деньги. Полноцветная печать на качественной бумаге —  дорогое удовольствие. Конечно, ищем спонсоров и инвесторов. Мы обратились за помощью к руководству спортивно-патриотического клуба «Альтаир», руководство клуба пошло нам навстречу и готово  помочь издать одну серию, за что огромнейшее спасибо. Остаются еще две. Мы продолжаем искать спонсоров, но это не так легко.

По вопросу спонсорской помощи, инвестиций проекта «Успешный школьник» можно обращаться по телефону 8-916-868-40-63 и 8-925-871-16-18

Кандидат филологических наук С.В.Шармар:
— Актуальность дидактического материала «33 ступени к успеху»  подчёркивается тем, что каждый учитель в процессе своей педагогической     деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при обучении чтению. В апробации принимали участие только те дети, которые испытывали трудности при обучении чтению. Результаты исследования показали, что качество чтения у детей, работающих по пособию, значительно повышается уже в течение первых 20 дней: ребёнок делает меньше ошибок, скорость чтения увеличивается от 15 до 40 слов, повышается интерес к чтению. Игры-упражнения полностью соответствуют установленным требованиям и могут быть использованы только под контролем и руководством взрослых в школе и дома. Игры-упражнения пособия «33 ступени к успеху» способствуют развитию навыков правильного, беглого, сознательного чтения, развивают память, внимание.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх