ОДНОЙ СТРОКОЙ

Саморегулирование — в действии

Четыре из пятнадцати управляющих организаций города являются членами саморегулируемой организации «Межрегиональная  гильдия управляющих компаний (далее - НП СРО «МГУ ЖКХ»). Одним из первых в ее ряды вступило ООО «Ремонтник».Управление многоквартирными домами: проблемы, практика, пути решения – обо всем этом шла речь на встрече, которая состоялась в минувшую пятницу в администрации города. Организаторами встречи выступили директор управляющей организации ООО «Ремонтник» (одновременно председатель постоянной депутатской комиссии по законности, правопорядку и контролю за деятельностью администрации)   Владимир Грачев и председатель Правления НП СРО «МГУ ЖКХ», член экспертного совета Комитета Государственной думы ФС РФ по жилищной политике Валерий Семенов.

ЗАЧЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ В СРО

— Если говорить в целом, то идея объединения посредством саморегулирующей организации витала давно, — пояснил  директор ООО «Ремонтник» Владимир Грачев. — СРО призвана служить связующим звеном между собственниками, управляющими организациями и всеми эшелонами власти. По опыту работы в Совете депутатов знаю, какая масса вопросов возникает у населения по управлению и содержанию многоквартирных домов, по благоустройству. Ко мне на прием как к руководителю управляющей организацией еженедельно приходят десятки жителей, и по большей части с проблемами. И это понятно: средства на капитальный ремонт жилищного фонда не выделяются много лет, бремя содержания полностью лежит на плечах собственников, бремя непосильное, а тем временем жилье ветшает. Множество вопросов задают собственники и по тарифам. Каких бы поручений по сдерживанию роста президент ни давал, тарифы на энергоресурсы растут, их стоимость составляет львиную долю сумм, прописанных в квитанциях, которые жители получают. Горожане не понимают, что эти суммы они платят не за работу управляющей организации, а за газ, воду, водоотведение, тепло, потребление электроэнергии на общедомовые нужды. С ростом цен на энергоносители возрастают и наши затраты, а мы свои расценки, в отличие от поставщиков энергии,  должны сдерживать, в то время как подрядчики расценки тоже повышают. И все равно возникает недовольство, которое выливается на управляющую организацию. Нездоровый ажиотаж вокруг управляющих организаций, поднимаемый в средствах массовой информации, подливает масла в огонь, недовольство растет.
Нестыковки жилищного и смежных законодательств — это вообще отдельная тема. Законотворцы стали особенно активны в 2012 – 2013 годах. Наши специалисты не успевают отслеживать новшества и отрабатывать алгоритмы действий по ним. В сфере управления многоквартирными домами назрела потребность дополнительного регулирования этой деятельности, вызванная пробелами в действующем законодательстве, его неполнотой, неопределенностью и противоречивостью. 
Растет и конкуренция в нашей сфере, а значит, чтобы выжить, надо перенимать опыт коллег, которые преуспели в сложном деле повышения качества услуг, искать наиболее эффективные подходы к управлению жильем, профессионально налаживать взаимодействие с собственниками, постоянно учиться и повышать квалификацию кадров. Вот поэтому мы  и вступили в СРО. А чтобы наши коллеги из Серпухова могли перенять все интересное, что может предложить СРО, организовали в Серпухове  семинар. Такая работа должна быть систематической.

РЫНОК ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖИЛЬЯ В РОССИИ  ТОЛЬКО СКЛАДЫВАЕТСЯ

На встречу пришли все, кому небезразлична тема: представители администрации города,  руководители управляющих и ресурсоснабжающих организаций Серпухова, Серпуховского района, Пущино, Чехова, депутаты городского Совета, в числе которых Валентина Ковалева, Андрей Грачев, Дмитрий Акимушкин,  Ольга Ковшарь,  председатели ТСЖ и ЖСК.  Вопросы деятельности муниципальных предприятий подотчетны Контрольно-счетной палате города, поэтому на встрече присутствовал и ее председатель Роман Горбунов. Столь неподдельный интерес к семинару понятен: в Партнерстве работают 17 региональных отделений из 8 Федеральных округов РФ.  Из них: в  Москве – 98 организаций; в регионах – более 150. Естественно, руководству НП СРО «МГУ ЖКХ»  было о чем рассказать.
— В Европе уже много десятилетий функционирует развитый рынок по обслуживанию жилья, —  рассказывает исполнительный директор НП СРО «МГУ ЖКХ» Вера Москвина, — в  этой сфере отработаны эффективные механизмы защиты прав как собственников, так и управляющих организаций, снижения эксплуатационных затрат, внедрения систем энергосбережения, новой техники и оборудования. Пожалуй, главная особенность европейцев – умение тщательно и, можно сказать, въедливо считать деньги в каждом эксплуатационном звене. Разумеется, нормальную работу сферы жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает и глубоко разработанная правовая среда, в которой каждой стороне легко найти «свою правду». В России такой рынок только начинает складываться. И, к сожалению, пока у нас не работают экономические и правовые механизмы, которые отлажены в европейских странах. Собственно говоря, нашей целью и является содействие продвижению подобных механизмов в российскую реальность, в деятельность управляющих компаний.

ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ СРО

— Наши задачи, — говорит председатель Правления НП СРО «МГУ ЖКХ», член экспертного совета Комитета Государственной думы ФС РФ по жилищной политике Валерий Семенов, — объединение усилий по качественному предоставлению жилищно-коммунальных услуг, разработка и обеспечение эффективных механизмов саморегулирования деятельности управляющих компаний, формирование современного, отвечающего международным стандартам рынка работ и  услуг, защита законных прав и интересов членов Партнерства.  Мы с вами пришли работать в отрасль, которая на сегодня  является наиболее проблемной и незащищенной с точки зрения законодательства. Более того, законодательства спорного, полного противоречий. СРО же может выступать как в роли арбитра, так и в качестве защитника своих участников. Кроме этого, наши участники присутствуют в составе экспертного совета Комитета Государственной думы по жилищной политике, а значит, наша общая задача – вносить в Думу свои предложения, адаптировать законодателя к реальной жизни. Нам с вами, работающим «на земле», виднее.

ЧТО НОВОГО ПРИВНЕС ЗАКОНОДАТЕЛЬ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

— Апрельским Постановлением Правительства РФ №290 установлено, как формируется перечень услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, — рассказывает слушателям руководитель правового комитета СРО «МГУ ЖКХ» Сергей Лембик. — В частности, в нем отражаются объемы, стоимость, периодичность и сроки оказания услуг. По сравнению с минимальным перечнем список данных услуг может быть расширен собранием собственников,   за дополнительные, естественно, деньги. Отдельное внимание в документе уделено аварийно-диспетчерскому обслуживанию многоквартирного дома. За это отвечают УК, ТСЖ, застройщик или кооператив (в частности, они могут заключить договоры на обслуживание с соответствующими организациями). Регламентирована и работа аварийно-диспетчерской службы. В частности, она следит за внутридомовыми инженерными системами, регистрирует заявки собственников об устранении неисправностей и повреждений, принимает оперативные меры при возникновении аварий. Служба работает круглосуточно.
В дополнение на семинаре прозвучал обзор изменений, закрепленных в ФЗ №271, касаемых капитального ремонта МКД, проблемных вопросов, которые вызывают Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, а также Постановления №1468. Представила его член экспертного совета Комитета ГД ФС РФ по жилищной политике и коммунальному хозяйству Татьяна Подберецкая.

КОМУ  И КАК РАСКРЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

— Порядок раскрытия информации, в том числе и на порталах сети Интернет, образовал целый ряд проблем, поэтому Гильдия обратилась к Правительству с вопросами, — рассказывают специалисты Гильдии. —  Во-первых, большое количество порталов, на которых информацию надо размещать, по мнению экспертов гильдии,  вносит путаницу и усложняет работу персонала УК в части раскрытия информации. Информация на некоторых порталах формируется путем переноса ее из других порталов и ресурсов без участия управляющей компании, в результате чего она искажается, теряется ее актуальность и соответствие действительности, чем безусловно наносится ущерб деловой репутации управляющих компаний. Требования некоторых правил раскрытия информации на порталах значительно завышены по сравнению с требованиями постановления Правительства РФ №731 от 23.09.2012 г. и приказов Минрегионразвития РФ. В целом данные требования, так или иначе, вторгаются в сферу, составляющую коммерческую тайну юридического лица.
Во-вторых, не может радовать неравное правовое положение при раскрытии информации между УК и заявителями (последний защищен законом от необходимости раскрытия персональных данных). Такое положение дел  порождает дискриминационное отношение заявителей по отношению к УК, значительно осложняющее последним осуществление своей деятельности, и способствует появлению новых видов рейдерства – целенаправленное влияние на падение рейтинга неугодной УК, вне зависимости от качества ее работы, путем спланированного массированного негативного обращения заявителей на информационные порталы и в государственные структуры («горловое право»). Есть и ряд других вопросов, которые мы адресовали Минрегиону и попросили разъяснить. 

ОТНОШЕНИЯ С РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

— Новый порядок заключения договоров управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО), определенный в постановлениях Правительства РФ №№124 и 354, не дает четкого понимания и возможности переуступить право требования платежей жителей за коммунальные услуги от управляющих организаций в РСО, — напоминает очередную проблему, требующую усовершенствования законодательства  Сергей Лембик. — Это позволяет РСО и в дальнейшем уклоняться от обязательств по сбору платежей с непосредственных потребителей  услуг, перекладывая их на управляющие организации.  В результате последние  вынуждены, как и прежде, нести серьезные потери на недоборе платежей жителей за коммунальные услуги, не имея компенсации либо агентского вознаграждения за данную работу от РСО. Необходимость  «затыкать дыры» в оплате коммунальных услуг за должников вынуждает руководство управляющих организаций возмещать их кто как сможет. Эти вопросы также поднимаются на экспертном совете Комитета Государственной думы.
Как добавил директор ООО «Ремонтник» Владимир Грачев, как раз необходимость приведения взаимоотношений УК и РСО в правовое поле — это была одна из целей вступления в СРО.

КТО МОЖЕТ ВСТУПИТЬ В СРО

— В процессе  вступления в СРО  каждого претендента ждет многоступенчатый отбор, — поясняет,  подводя итоги семинара, директор ООО «Ремонтник» Владимир Грачев, — для его успешного прохождения необходимо подтвердить соответствие требованиям, касающимся целому ряду моментов. Это, в первую очередь,  техническая оснащенность. Учитываются также уровень квалификации руководителей и квалификация рядовых сотрудников, финансовая устойчивость, качество и безопасность проводимых работ и предлагаемых услуг, застрахованность профессиональной ответственности. Перечень требований, как видите, обширен. Но он позволит исключить появление на рынке компаний-однодневок и фирм с мошенническими намерениями, так как они не смогут пройти этап вступления в  СРО в ЖКХ. Вообще, работа в тесном взаимодействии с СРО «Межрегиональная  гильдия управляющих компаний» раскрывает перед нами самые интересные перспективы. По итогам семинара собран перечень вопросов, в основном по нестыковкам в законах, на которые нам обещали дать исчерпывающие ответы, в том числе и с примерами из арбитражной практики, когда как раз из-за несовершенства смежных с жилищным законодательств  спорные вопросы решаются уже в судах высшей инстанции.   Мы будем и дальше тесно сотрудничать. Такое плодотворное сотрудничество приведет, в конечном счете,  к улучшению качества предоставляемых горожанам  услуг.

Светлана МУСАТОВА

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх