ОДНОЙ СТРОКОЙ

С фамильным гербом потомков Орловых…

В каминном зале Серпуховского музея, в витрине у окна, посетители могут увидеть необычный стеклянный сервиз зеленого цвета. Он притягивает к себе внимание неким особым изяществом. К тому же на ободках выставленных здесь рюмок, стаканов и у горлышка графина явно просматриваются надписи, выполненные на латинском языке. «Стойкость и постоянство», «Бог и честь» - так переводятся эти девизы. Все предметы из зеленого стекла с эмалевой росписью входили когда-то в свадебный сервиз графа Орлова – Давыдова, усадьба которого -Семеновское – Отрада, находилась в соседнем Ступинском районе. А рядом, в углу, расположился еще один небезынтересный предмет из этой же семейной коллекции: дубовый «стол на атлантах» - настоящее произведение искусства. Всего же из этого родового имения в Серпуховский историко-художественный музей в 1928 году было передано, как говорят специалисты, 76 «единиц хранения».

Остатки былой роскоши еще видны…
Для начала давайте «побываем» в этой самой усадьбе с говорящим названием «Отрада». Находится она всего в 36 километрах от Серпухова, в 80-ти от Москвы, в соседнем Ступинском районе, езды до нее, если без пробок – каких-то 34 минуты. Местечко на самом деле называется Семеновское – Отрада, и местным жителям оно больше знакомо по расположенному здесь ведомственному санаторию ФСБ. А когда-то воображение всех приезжающих сюда, потрясало совсем другое…
Запруженная речка Лопасня образовывала водоём, по которому плавали лодки, в том числе и парусные. Вокруг усадьбы был разбит пейзажный парк с гротами, беседками, павильонами и многочисленными статуями. Перед дворцом бил фонтан, а в самом парке в прудах водились стерлядь и форель. Прямо перед усадьбой находились солнечные часы, и высокая колонна в центре отбрасывала свою тень на огромный « циферблат», показывая точное время… О внутреннем убранстве дворца ходили легенды. Известно, что в «овальном» зале расписывал потолок сам Карл Брюллов и вообще, он был частым гостем этого имения. Кстати, в Третьяковке, в «брюлловском» зале можно увидеть «следы» его пребывания в Семеновском — Отраде – великолепный портрет Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью. Но это он сейчас находится в Третьяковке, а когда-то украшал стены главного усадебного дома наравне с другими полотнами весьма известных мастеров. Впрочем, кроме Брюллова бывать в Семеновском любили и другие известные люди: Антон Чехов, Иван Бунин, Федор Тютчев, первый русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Все они в воспоминаниях упоминали о прекрасной библиотеке, которая была в доме и о знаменитом телескопе Михаила Ломоносова.
Но сегодня всей этой красоты и величия орловской усадьбы вы уже не увидите, их можно только почувствовать, поскольку сохранил свою первозданную дремучесть и сам усадебный парк, и река Лопасня не поменяла русла, все так же продолжает свое плавное течение, хотя уже без парусников и лодок. Из усадебных сооружений сегодня используются лишь два: церковь и мавзолей. Главный дом катастрофически разрушается, но еще стоит и, как считают специалисты, спасти его еще можно. На его фронтоне даже удается разглядеть родовой герб Орловых -_Давыдовых, а в комнатах — следы былой роскоши. Но пока порядок на территории главного дома поддерживают одни лишь волонтеры, проводя здесь бесконечные субботники по расчистке территории от травы и всяческого хлама.

В чужие руки усадьба никогда не переходила
Эти земли в 1773 году императрица Екатерина II пожаловала Алексею Орлову, но он уступил их своему младшему брату Владимиру. Всего же братьев Орловых было пятеро. Часто их по известной причине называли «екатерининскими орлами». Кстати, портреты всех братьев тоже находились когда-то в фамильной портретной галерее этой усадьбы, сейчас они — в Третьяковской галерее. Еще одна интересная деталь: за все долгое время своего существования в усадьбе не раз менялись хозяева, но в чужие руки она никогда не переходила, все ее владельцы так или иначе были связаны родством, восходящим к графу Владимиру Григорьевичу Орлову. А он в отличие от своих братьев был ученым мужем и к придворной жизни не стремился. Потому, когда появилось это имение, вышел в отставку с поста директора Академии наук, поселился в нем и неспешно занялся его обустройством. По письмам известно, что граф лично следил за возведением построек усадьбы, в которой прожил 50 лет — вплоть до своей смерти. Затем имение перешло к его дочери, а потом к внуку Владимира Григорьевича – Владимиру Петровичу Орлову-Давыдову, который и владел имением вплоть до 1917 года. Он продолжил начатое дедом строительство и обустройство усадьбы, боготворил своего деда и в память о нем издал свое самое главное сочинение — его подробную биографию, основанную на документах семейного архива.
Финал усадьбы печален: после революции в четырех комнатах графского дома некоторое время еще был музей дворцового быта, в 1925 году музей закрыли, а усадебный дом целиком передали ШКМ — школе рабочей молодежи. Что же до бесчисленных произведений искусства, которыми была полна усадьба, то революция разметала все эти богатства. Многие шедевры украсили залы Третьяковки, Пушкинского и Исторического музея, кое-что досталось и нашему музею…

«Живопись по стеклу трудоемка и дорогостояща…»
По «Описи движимости», поступившей в наш музей вместе с экспонатами из Отрады, в господском доме имелось много редкой посуды. Был, к примеру, расписной сервиз, подаренный основателю имения самой Екатериной II, другие ценности. Что же до нашего сервиза из зеленого стекла, то принято считать, что произведен он был за границей. Почему именно там? Дело в том, что в то время изделия из стекла могли производиться либо на частных заводиках, либо на ИСЗ — императорском стекольном заводе Санкт-Петербурга, на котором лучшие мастера по проектам известных художников выполняли похожие заказы. Но! На основе сравнительного анализа их продукции и серпуховского сервиза музейные работники пришли к выводу, что наш сервиз выполнен не в России. Во-первых, ИСЗ в основном обслуживал запросы императорской семьи, а, во-вторых, серпуховский сервиз очень отличается от его продукции и своим более ярким оттенком зеленого стекла, и более сочной палитрой росписи, которая явно тяготеет к готическому стилю. Сотрудники музея установили, что изготовлен он был из так называемого химически окрашенного зеленого стекла, какое производили тогда в Богемии, добавляя окислы меди и железа. И делали такие, «гербовые» сервизы только на заказ, в честь особо важных событий в жизни человека…
Что же за событие случилось в жизни графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова, которое заставило его сделать такой дорогой заказ? Музейные сотрудники установили и это. Оказывается, сервиз был заказан по случаю сорокалетия супружеской жизни и потому на нем изображены два герба: его и его жены, Ольги Ивановны Барятинской, которые служили символами соединения двух знаменитых родов. Но кроме двух гербов предметы сервиза украшают и уже упомянутые девизы: «Стойкость и постоянство» и «Бог и честь». Известно также, что этот брак Орловых — Давыдовых был счастливым и многодетным.
Что же до самого сервиза, то он отличается разнообразием посудных форм: это и бокалы для вина, и креманка, и графин в виде средневекового кувшина, и хумпен — высокий стакан для пива, а также рюмки большие и маленькие, чашки полоскательные — всего 75 единиц. Хотя из той же «описи движимости» 1872 года (а они ежегодно составлялись в Отраде экономкой или управляющим), следует, что первоначально он состоял из 229 предметов и был рассчитан на 24 персоны. Но стеклу, как известно, свойственно биться…
Историей этого сервиза в нашем музее занималась Татьяна Михайловна Графина, которая долгое время была хранителем коллекции музейной посуды. Благодаря ее трудам мы сегодня можем так уверенно говорить и о художественных особенностях отдельных сервизов, об истории их изготовления, и о том, как они попали в наш музей. Спасибо ей за это большое…

76 «номеров хранения»
Стеклянный сервиз, как мы уже упоминали, далеко не единственный экспонат, попавший к нам из Семеновской Отрады. В 1928 году в Серпухов была передана часть экспонатов отраднинской коллекции, числом в 76 «номеров хранения». В нее вошли живопись, графика, мебель, посуда, фотографии и кое-что из бумаг семейного архива. Большая часть перечисленного хранится в запасниках музея и лишь стеклянный сервиз да «стол на атлантах» решили не только выставить для всеобщего обозрения, но еще и не разлучать: они в экспозиции находятся рядышком.
Дубовый «стол на атлантах» был изготовлен по проекту известного архитектора Гарольда Боссе, который в 1850 году по приглашению Владимира Петровича Орлова — Давыдова работал в Семеновской Отраде. А произведен этот шедевр в мастерской петербургского резчика Петра Исакова, который поставлял мебель во дворцы и особняки членов императорского дома и петербургской знати. Кстати, по проекту Боссе в усадьбе были построены служебные корпуса и сооружены ограды со знаменитыми чугунными воротами, на которых когда-то восседали львы и орлы, отлитые в Берлине.
Ну а если вы, наконец, захотели увидеть и самого графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова, то и это возможно! Вернитесь в предыдущий, портретный зал музея, и рядом с «пушкинским уголком» на соседней стене посмотрите внимательнее на так называемый «дилетантский портрет»: это и есть последний хозяин усадьбы. Вполне возможно, что он же и автор этой картины, поскольку увлечение живописью среди дворян тогда было очень модным. Так или иначе, но висел этот портрет рядом с настоящими шедеврами живописи, которые, увы, при национализации усадьбы к нам не попали. А еще в нашем музее есть графический портрет первого владельца Отрады — Владимира Григорьевича Орлова, выполненный швейцарским художником Иоганном-Батистом Барду. Он подкупает своей простотой и скромностью: художник изобразил графа в простом коричневом сюртуке, из-под воротника которого будто нечаянно выглядывает «кусочек» ордена Владимира 3 степени. И никаких других регалий, которые бы говорили о высоком статусе изображенного! Главный акцент художника – на лице графа, на его глазах, в которых читаются ум, благородство и внутреннее достоинство. К сожалению, увидеть этот портрет пока нельзя, он хранится в музейных запасниках.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх