ОДНОЙ СТРОКОЙ

Российский триумф столетней давности

Барановские ситцы – в XIX и начале XX вв. это название было известно не только по всей России, но и за рубежом. Ткани мануфактуры, располагавшейся во Владимирской губернии, экспортировались и в Европу, и в Азию. За качество и стойкость узоров материалы российского производства удостаивались всевозможных наград на мировых выставках. И вполне заслуженно, ведь даже сейчас, спустя столетие, рисунок на них не поблек, оставшись таким же ярким. В этом легко можно убедиться, посетив новую экспозицию в музейно-выставочном центре под названием «Барановские ситцы - наш Российский триумф».


Здесь представлено около 60 платков и образцов тканей, выпущенных на мануфактуре Барановых в конце XIX — начале XX вв. Их объединяет «фирменный» цвет — ярко-красный. А на его фоне – яркие и разнообразные узоры.
— Качество материалов и рисунка на них было на очень высоком уровне, — говорит Главный хранитель музейно-выставочного центра Вера Тимофеева. – Барановы постоянно совершенствовали свое производство. К концу 19-го века фабрики были оснащены новейшим оборудованием. Была введена технология машинной печати. Это облегчило труд, сделало его менее вредным для рабочих, более дешевым и быстрым. Рисунок на материал наносился методом вытравной печати. Сначала ткань красилась в красный, кумачовый цвет, потом на нее наносился реактив, который протравливался специальным образом до получения необходимого оттенка. Для печати многоцветного рисунка нужна была очень высокая для тех времен точность оборудования. Каждый реактив наносился при помощи отдельного вала, и он должен был попасть точно на свое место, иначе узор не получится. Рисунок для платков и тканей (он называется «крок») делали по образцам других производителей или придумывали сами. За новый орнамент рабочим назначались премии.  А новинку тут же внедряли в производство. Такие уникальные  рисунки как раз и прославили мануфактуру Баранова на Западе. Вот, например, ткань под названием «смородиновый лист», которая на всемирной выставке в Париже получила Гран-при за особое изящество и тонкость исполненного рисунка. А 1874 году Барановы за качество изделий получили право ставить на свою продукцию царский герб.
Помимо узоров владельцы знаменитой мануфактуры занимались разработкой новых технологических решений и способов окраски тканей. Особенно отличился в этом направлении Асаф Баранов – ученый-химик, который очень четко понимал, какие именно процессы происходят во время покраски ткани. Он часто ездил на всевозможные конференции и рассказывал о собственных разработках. Существует история, в соответствии с которой владелец одной европейской мануфактуры пригласил Асафа Баранова к себе на производство и показал все помещения кроме одного – лаборатории, сказав, что там хранится секрет его продукции. На что, согласно легенде, российский ученый и промышленник не просто рассказал все этапы, использованные на мануфактуре, а дал несколько советов, как сделать производство еще более эффективным.
Документального подтверждения этой истории нет, зато точно известно, что Барановские ткани крупными партиями шли на экспорт. Но самое главное — они получили широкую популярность на Родине, в том числе и среди крестьянства.
— Секрет повсеместного использования этих материалов достаточно прост, — рассказывает Вера Тимофеева. – Как уже говорилось, они были очень качественные, с разнообразным рисунком, не линяли и не выцветали. Кроме того, красный цвет всегда на Руси считался праздничным, поэтому люди старались приобрести себе хотя бы одну такую вещь. Ну а главная причина – относительная дешевизна. Конечно, для обычного крестьянина такая ткань была дороговата, но всё же доступна. Достигались умеренные цены за счет механизации производства и новых способов окраски. Кроме того, хлопок, который раньше возили из Индии по морю, теперь стали выращивать гораздо ближе. А вместо дорогостоящего красителя, получаемого из растения марена, стали синтезировать ализарин – более стойкий и дешевый.   
К сожалению, сейчас в России подобные ткани не производятся. В годы революции мануфактура была национализирована и долгие годы еще поставляла ткани рабочим и крестьянам, пусть уже и не с таким отменным качеством. А вот уход советского времени знаменитое производство пережить уже оказалось не в силах. Какое-то время после перестройки оно еще держалось на плаву, но в начале 2000-х окончательно прекратило свое существование.
Подробнее узнать об истории триумфа российской текстильной промышленности в конце позапрошлого века можно в Музейно-выставочном центре до 31 января.

 Евгений КРАСНОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх