ОДНОЙ СТРОКОЙ

Провинциальные истории

Ода красоте русских деревень и провинциальных городов – так можно охарактеризовать выставку «Провинциальные истории», открывшуюся в филиале серпуховского музея на Калужской,48. Автор представленных на ней работ Заслуженный художник РФ, декан художественного факультета ВГИК Валерий Архипов обладает талантом подмечать в обычной жизни людей яркие сюжеты: курьезные или печальные, но неизменно красивые.


— Рисовать меня сподвигает безделье, — смеется мастер. – Я художник кино и мотаюсь с группой по городам и весям. Постоянно возникают какие-то накладки: то артист не приехал,  то декорацию не достроили. В итоге у художника остается свободное время между съемочными днями. И прикажете делать? Водку пить? Мне это занятие надоедает слишком быстро, поэтому я беру краски и рисую. Акварель для таких целей подходит как нельзя лучше – это подвижный материал, легкий. Можно сразу за вечер нарисовать работу, или набросать эскиз и потом по нему сделать уже серьезную картину.
Героями графических произведений художника являются обычные люди. Девочка, моющая перед сном ноги в тазу на крыльце дома, или бабушка с внучком, которые стоят перед большой и яркой витриной магазина в канун нового года. У них явно нет денег, чтобы зайти туда и что-то купить, но они продолжают стоять, заворожено глядя на мигающие за стеклом огни гирлянд. Казалось бы, картинка простая, сюжет не замысловат, но почему-то берет за душу.
— Я думаю, что у художника должны быть работы, которые несут не только эстетическую функцию, но и воспитательную, — говорит Валерий Архипов. — Социальное искусство сейчас, кстати, теряет свои позиции, отходит на второй план. Мы можем разлить три ведра краски на холст, и будет красиво, но никакого смысла в таком произведении искать не стоит. Я не сторонник того, чтобы изображать всякую грязь и ужасы – этого хватает и в обычной жизни, но и обходить стороной социальные моменты тоже нельзя. Есть, например, здесь работа, которая называется Евдокия Картофелева — это эскиз к большой картине, выполненной маслом, которая 2 года назад была в Испании на большой выставке. История у нее такая: мы ездили в деревню Блиново и 2 месяца рисовали. Там было 5 домов, две старухи, один старик и страшная нищета. Когда я оказался в одном из домов, был поражен:  грязь, все поломано, крыша течет…. И посреди избы насыпана куча картошки. Пожилая женщина выживала только этой самой картошкой. Я этот сюжет зарисовал, но немного приукрасил действительность. Конечно, можно было изобразить все, как есть, но уж очень безысходно бы получилось, а мне хотелось, чтобы оставалась какая-то надежда.
Некоторые работы напоминают иллюстрации к журналу «Крокодил» — этакая печальная сатира на прошлое и настоящее. Например, «Дикая орхидея» просто пропитана духом девяностых. Женщина, торгующая лифчиками, использовала себя как витрину, нацепив чуть ли не десяток бюстгальтеров поверх пальто. По словам художника, он ничуть не приукрасил действительность – это действительно выглядело именно так.
Есть на выставке и пасторальные работы, светлые, наполненные любовью к родной природе. Глядя на них, поневоле начинаешь представлять себе хруст снега под ногами и запах насыщенного пара от разогретой бани.
— У меня всегда была хорошая зависть к Валерию Валентиновичу, — признался художник Виталий Ермолаев, который приехал на открытие выставки. — Я удивляюсь энергии этого человека:  деканство на художественном факультете – огромный труд, о ведь он еще работает как художник–постановщик, как дизайнер интерьеров и иллюстратор.
Валерий Архипов не помнит, когда и как нарисовал первую картину, зато хорошо запомнил, как впервые продал свою работу.
— Это был 1990 год, — рассказывает художник. —  До этого момента у меня даже мысли не было, что можно зарабатывать трудом, от которого получаешь удовольствие. Судьба у картины, кстати, получилась интересная – она уехала в Америку, и потом ее купил Краморов. Я продал работу за 1500 рублей, а он приобрел ее за 1500 долларов.  
Судя по всему, Валерий Архипов приехал к нам не в последний раз: во время открытия экспозиции он с директором музея Людмилой Гафуровой успел обсудить несколько новых выставочных проектов как собственных, так и коллег по ВГИКу. Что касается «Провинциальных историй», то посмотреть на них определенно стоит, хотя бы для того, чтобы не забывать, в какой красивой стране мы живем.   

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх