ОДНОЙ СТРОКОЙ

Погружение в восточную сказку

Посетители Серпуховского историко-художественного музея получили уникальную возможность прогуляться по «Дорогам Ходжи Насреддина» - именно так называется экспозиция, открывшаяся в четверг. Здесь представлены картины из частной коллекции Юлии Вербицкой, которая уже много лет собирает произведения таджикских художников.

Так сложилось, что при слове Таджикистан у большинства россиян возникает перед глазами образ человека, приехавшего на заработки. О том, что это страна с богатым историческим и культурным наследием вспомнят только единицы. Что же, тем более сильное впечатление производит новая музейная экспозиция. Собранные здесь картины поражают светом, цветом и какой-то человеческой добротой. Как пояснила владелец коллекции, этот набор довольно характерен для таджикской живописи. Возможно, именно эта особенность в свое время и стала главной причиной, по которой Юлия Вербицкая заинтересовалась искусством этой страны.
—  Логичного объяснения, как и почему так случилось, не существует.  — Я довольно много путешествовала по миру и знакомилась с культурным наследием Европы и Азии. Получилось так, что я посетила Таджикистан и попала в мастерскую к художнику Зухуру Хабибуллаеву. И когда я  увидела его работы, у меня возникло понимание, что он рисует самый настоящий авангард на манер того, что я видела в Венеции и Италии. Я приобрела себе несколько работ, начала погружаться в этот мир, изучать его, а дальше пошло-поехало – как мне сегодня сказали: «коллекционирование – это диагноз». Сейчас в моем собрании более 300 работ, 36 из них представлены здесь. Идея создать выставку по мотивам «Повести о Ходже Насреддине» пришла, потому что многие из картин настолько пропитаны этой восточной философией, настолько подходят к строкам книги, что мне осталось только собрать это все вместе и показать зрителю.  
На почетном месте, практически в центре всей экспозиции, можно увидеть работу «Ущелье Тимура», которую Юлии Вербицкой вручил президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. Этот подарок стал знаком благодарности за то, что Юлия помогла организовать выставку «Шедевры живописи горного края. Таджикистан» для саммитов ШОС и БРИКС, которые проходили в этом году в Уфе.
— Коллекция Юлии Вербицкой уникальна сама по себе, ей удалось собрать самые лучшие работы таджикских художников, — сказал первый секретарь посольства республики Таджикистан в Российской Федерации Мухаммад Эгамзод — И при помощи этих картин она знакомит других людей с нашей культурой. Мы порой преклоняемся перед азартом, с которым Юлия Владимировна рассказывает про произведения искусства нашей страны. Для меня очень радостна мысль, что жители Серпухова смогут соприкоснуться с живописными работами таджикского народа. Я думаю, что это еще больше сблизит наши страны.
У каждой из представленных здесь картин своя история, свой глубокий смысл. Самое интересное, что если уж начал изучать какую-нибудь работу, то оторваться от нее будет довольно не просто, потому что в каждый следующий момент будут обнаруживаться все новые интересные детали. И не важно, какое именно полотно перед тобой: портрет старушки у распахнутого окна или «Танец с саламандрами». Если уж вы заинтересовались изображением, то это надолго. О каждом из произведений искусства Юлия Вербицкая может рассказывать много и с удовольствием. Однако, есть одна работа, которую она особенно выделяет. Это «Гиджак» авторства Зухура Хабибуллаева.
— Первоначальный вариант этой картины был написан в 1958-59 годах и отобран жюри для участия во Всесоюзной выставке в Третьяковской галерее, — рассказала владелица коллекции. – Картину напечатали во всех каталогах, но перед открытием экспозиции министр культуры Екатерина Фурцева решила посмотреть, что планируется выставлять. Она дошла до этой работы и начала ругать ее. «Откуда вы взяли это – «сезанизм», почему мужик изображен босым, ботинки себе купить не может что ли? Что у них с лицами, почему они зеленые?» и так далее. То, что у таджиков принято снимать обувь, когда они садятся есть, министру объяснить никто не осмелился. В итоге работу сняли, отправили обратно на родину, сильно повредив при транспортировке. Много лет спустя автор написал единственную авторскую копию этой картины. Он сказал, что для него это был серьезный этап – он не мог и не хотел работать в духе соцреализма, понимал, что работа будет принята в штыки и все равно ее сделал. Зато теперь мы можем говорить о таджикском авангарде.   
Участие в открытии экспозиции приняла олимпийская чемпионка, депутат Госдумы Светлана Журова.
— Это очень хорошая и правильная выставка, — считает она. — Эти произведения заставляют нас вернуться в те времена, когда мы были единым культурным пространством. И мы можем показать, что оно еще не до конца потеряно. Хочется быть здесь и говорить об общих ценностях: о доброте, солнечном свете, тепле, любви – все это есть в представленных работах.
Выставка «Дорогами Ходжи Насреддина» пробудет в серпуховском музее до 6 сентября. Она придется по душе всем любителям искусства, которые готовы воспринимать необычные живописные техники и решения. Особенно полезна она будет начинающим художникам, которые пока только ищут себя.

Евгений КРАСНОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх