ОДНОЙ СТРОКОЙ

Почему грустна невеста?

Скажем сразу: тема неравных браков и «печальных» невест была очень популярна у художников 19 века. Пукирев, Федотов, Журавлев, Прянишников…Картина последнего под названием «В ожидании шафера» находится в Серпуховском историко-художественном музее. Сегодня мы задержимся у нее подольше…

На переднем плане, справа, несколько обособленно, сидит невеста в фате и свадебном платье, украшенном, как и полагается по тому времени, венками из флердоранжа. У нее невероятно тонкая, прямо-таки «гурченковская» талия, и очень печальные глаза. Во всем ее облике — покорность и готовность подчиниться любой родительской воле. А вот слева и сам ее родитель — милый старик с солдатским «георгием» на сюртуке, прошедший, очевидно, не одну войну за долгие годы службы. Но и сама поза некогда бравого солдата и выражение его лица выражают явное подобострастие, он как будто рассыпается в благодарностях пышной даме в красном, которая занимает в картине явно центральное место. В руках у дамы папироска, что было очень несвойственно женщинам того времени, но, судя по всему, она чувствует себя хозяйкой положения и готова принимать благодарности за хорошо сделанную работу. А что же, собственно, она сделала? Догадаться нетрудно: нашла достойного жениха для невесты! Вот и богатая шуба от жениха. Ее держит классический усатый лакей, что изображен на втором плане картины…
Но и это еще далеко не все герои картины. У окошка в нетерпеливой позе — младший братишка невесты, ему так хочется первым сообщить о приезде шафера, друга жениха, который и повезет его старшую сестру в церковь. Рядом, на столике, уже приготовлена икона, которой родители будут благословлять новобрачных. На стене слева — фотография в рамке. Скорее всего, это гимназический выпуск невесты, родители смогли дать девушке достойное образование, и теперь для полного их счастья остается только одно — выдать ее удачно замуж…
Картина Прянишникова настолько сюжетна, что можно и дальше домысливать то, что хотел сказать художник. И, повторюсь, именно по таким картинам нужно учить детей писать сочинения, учить их нравственности и доброте. Их детская фантазия и особая наблюдательность открывают в ней все новые и новые нюансы. Они расскажут вам, что круги под глазами девушки — от бессонной ночи и переживаний, поскольку она вовсе не любит того богатого жениха, которого нашла ей эта наглая сваха…
Эта картина Иллариона Прянишникова впервые экспонировалась на 19-ой выставке передвижников в 1891 году, которую, как известно, посетил Антон Павлович Чехов. У писателя с автором картины было очень много общего и в биографии, и в темах и сюжетах. Они оба родом из небогатых купеческих семей, оба в детстве были вынуждены подрабатывать в лавке и оба хорошо знакомы с миром «маленьких людей». Этот мир и стал в последующем основной темой их произведений. Как известно, общей у художника и писателя была даже болезнь, ставшая причиной смерти обоих, – туберкулез. Этот недуг заставит и Чехова, и Прянишникова поселиться в Крыму, и оба они будут одинаково тосковать по России, по ее скромной и лиричной природе, по общению с друзьями, о чем и напишут в своих письмах…
Исследователи творчества Чехова находят много аналогий между его рассказами и картинами Прянишникова, но самая отчетливая — между известной картиной Прянишникова «Порожняки» и рассказом Чехова «Студент». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Герой рассказа Чехова, сын сельского дьячка, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню… Классик в своем произведении как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение.
Серпуховская картина художника «В ожидании шафера» тоже созвучна рассказам Антона Павловича Чехова. В ней правдиво, умно и тонко разоблачается пошлость и пустота тусклой обывательской жизни. По настроению, по психологической выразительности действующих лиц и по своей внутренней интонации это полотно напоминает мудрые и мягкие чеховские рассказы. И очень жаль, что эта картина до сих пор не получила своей справедливой оценки…
Что же до других картин Прянишникова, то наверняка посетителям Серпуховского музея хорошо известна и другая картина автора, на которой изображены пленные французы, бредущие под конвоем народных мстителей-партизан с вилами и топорами по заснеженному полю. Она находится в Третьяковской галерее и стала своеобразным собирательным образом Отечественной войны 1812 года.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх