ОДНОЙ СТРОКОЙ

Открытие неместного значения

Зал авангарда в Серпуховском историко-художественном музее завершает экспозицию русской живописи. После нее экскурсантов приглашают перейти в старое здание, где нашла свое место коллекция картин западноевропейской живописи преимущественно 17 века. Но сегодня мы задержимся именно в зале авангарда, украшением которого являются 9 ранних картин всемирно известной художницы Натальи Гончаровой, в том числе и так называемого «крестьянского» цикла: «Бабы с граблями», «Хоровод» и «Стрижка овец». Обычно на них и сосредотачивает свое внимание музейный экскурсовод, и далеко не всегда посетители обращают внимание на небольшое полотно художницы под названием «Письмо». Содержание его мало кому понятно: конверты, красные и темные пятна кругов, - то ли это сургучные печати, то ли абстрактные яблоки,- и загадочные слова поверх изображения: «А у нас деревья в цвету. Москва 1913 год». У этой картины не только загадочное содержание, но и весьма непростая история...

Полотно долго находилось в запасниках Серпуховского музея без атрибуции и значилось как «беспредметная живопись», к тому же было оно в ужасающем состоянии, изрядно загрязненное и изорванное. В двухтысячных годах Русский музей начал подготовку к выставке «Наталья Гончарова. Годы в России», примерно в эти же годы на это полотно обратили внимание серпуховские музейные работники. И, конечно же, надо отдать должное главному хранителю музея Татьяне Михайловне Быковой, которая и установила авторство этой картины. Вот как она это вспоминает…
«То, что картина принадлежит кисти Гончаровой, было скорее угадано. Это действительно была чистая случайность, ведь документов никаких на этот счет не было. В 1988 году мне было поручено обследовать научно-вспомогательный фонд живописи музея, где находятся либо сильно поврежденные, либо так называемые «малоценные» в художественном отношении картины. И я обратила внимание на картину местного художника С.Д. Куняева «Сельцо Мироносицкое», но не столько на нее саму, сколько на ее оборотную сторону, где были изображены какие-то грязные цветные пятна и хорошо читаемая надпись «Деревья в цвету 1913-го». Тогдашний хранитель музея Наталья Петровна Логинова-Балашова по моей просьбе посмотрела музейные книги и нашла записи, сделанные в 1931 году, из которых следовало, что эта «беспредметная» картина поступила в наш музей 22 августа 1924 года, ранее принадлежала известным художникам-авангардистам Гончаровой и Ларионову, а после их эмиграции была передана в Серпуховский музей. Далее в графе «списано» стоял номер приказа от 1979 года и причина списания: «переброска музея в клуб Кагановича в 1939 году».Как видите, разница между датами списания и «переброски» огромная. Известно также, что художник Сергей Дмитриевич Куняев написал свою картину «Сельцо Мироносицкое» в 1947 году, то есть после списания гончаровской, используя ее обратную сторону. Известно также, что этот художник был научным сотрудником Серпуховского музея, занимался живописью в кружке Александра Бузовкина и, скорее всего, имел доступ к списанным картинам. Все эти сведения вызывали во мне какую-то смутную тревогу и массу вопросов. Все сомнения разрешила Елена Вениаминовна Баснер, искусствовед, исследователь творчества Гончаровой, которая как раз в это время занималась подготовкой в Русском музее выставки «Гончарова. Годы в России». Она приехала к нам в музей посмотреть на наши полотна Гончаровой. И когда я в числе прочих показала ей и эту «рванину», она сразу сказала, что это — точно Гончарова и картину нужно срочно реставрировать, что мы и сделали. Как раз в это время у нас появился собственный реставратор Елена Баранова, и она блестяще справилась с этой задачей…»
Уже потом Татьяна Михайловна еще раз сама обратилась к музейным книгам и изучила все записи относительно этой картины. Действительно, она поступила к нам в августе 1924 года из Московского Губернского музея, записана была в декабре 1931 года Николаем Агальцовым, а в графе «библиография» было помечено: «изорвана при перевозке в клуб Кагановича в сентябре 1939 года и обратно». Акт был составлен тогдашним директором музея Аристовым…
Сегодня эта картина под названием «Письмо» в числе прочих заняла свое достойное место в экспозиции Серпуховского музея. Известно, что и по сей день полотна Гончаровой — самые дорогие в мире. Что же до содержания картины, то оно так и остается загадкой, это скорее — эмоциональный выплеск умной, талантливой и глубокой художницы-женщины. С одной стороны композиция действительно беспредметная, но благодаря буквенному дополнению и вполне конкретная: «А у нас в Москве деревья в цвету. 1913-го»…
Будете в музее, подойдите к ней поближе, постойте подольше и, возможно, вам откроется ее другое, истинное содержание…

Галина Строева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх