ОДНОЙ СТРОКОЙ

Освящен древнейший Собор

12 ноября митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Введенского собора во Владычнем женском монастыре и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Ранним утром у ворот обители Владыку ожидали министр образования Московской области Марина Захарова, депутат Московской областной Думы Роман Горбунов, руководство администрации города, Попечительский Совет монастыря, возглавляемый Олегом Кузнецовым в полном составе, насельницы обители, гимназисты и православные горожане.


Владыке митрополиту в этот день сослужили епископ Серпуховской Роман, благочинный Серпуховского церковного округа священник Игорь Чабан, благочинный Чеховского церковного округа священник Константин Александров, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов), настоятель Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря игумен Авель (Пивоваров), настоятель Ильинского храма г. Серпухова священник Димитрий Шмаров, клирики Владычнего монастыря. Событие это беспрецедентное, долгожданное -реставрация Собора началась в 1996 году.
Напомним, монашеская жизнь обители возродилась в 1995 году. И уже тогда сразу начали думать о том, как будут возрождаться. А возрождались буквально как феникс из пепла. От Введенского Собора к тому времени остались, как образно выразилась матушка, эклектичные руины. Да и не только от него. В те годы сначала восстанавливали жизненноважные постройки. Главный храм монастыря был в слишком упадническом состоянии и его реставрировали постепенно. Сначала укрыли временной кровлей, потом восстановили барабаны, купола, кресты. Позже занялись белокаменным фасадом. Чтобы увидеть фундамент, прежде всего, раскопали огромный котлован. Работали медленно, потому, что проводилась не просто выемка грунта, велись тщательные археологические раскопки. Матушка игумения вспоминает:
— Мы тогда практически случайно вышли на периметр вокруг храма, который точь-в -точь повторяет размер территории 16 века. Это стало возможным потому, что во время работы над храмом здесь произошел большой пожар и вскрылся слой, в котором отчетливо было видно угольные следы, как в грунте, так и по стенам здания.
Каменную кладку восстанавливали тоже постепенно. Те камни 16 века, которые хорошо сохранились, укрепляли. Разрушенные меняли новыми, вытачиваемыми ровно по тому размеру, какой был изначально. Все более поздние постройки, в том числе 18 века, разобрали: они, как ни странно, сохранились гораздо хуже, чем более ранние. Стены Собора стоят теперь в первозданном виде.
Внутри храм тоже подвергли переделке, разобрали полностью пол.
— Здесь была калориферная система отопления 18 века, — продолжает рассказ Игумения Алексия. – воздух от большой печи, которая находилась справа, подавался по специальным сводчатым ходам. Кстати эти ходы в руинах многие юные серпуховичи, когда лазили по руинам, «изучая» их в детстве, считали подземными ходами. Но это не так. По подземному переходу человек должен двигаться в полный рост или хотя бы чуть пригнувшись. А по этим ходам можно было передвигаться лишь ползком. Теперь уровень пола много ниже, и он тоже теплый.
Вскоре приступили к росписи. Процесс этот занял шесть лет. Слишком специфичная это работа. Использовалась традиционная методика росписи фресок по мокрой штукатурке. Сейчас, говорит иконописец Троице – Сергиевой Лавры Павел Громов, — крайне редкая. Чаще предпочитают что попроще в обращении и посовременнее.
— В такой стенописи применяют пигмент, который смешивается с водой на тонком слое влажного, свежего, известкового раствора или штукатурки. До начала работ нужный участок стены несколько дней смачивается. Потом пигмент впитывается мокрой штукатуркой, затем штукатурка высыхает и реагирует с воздухом — эта реакция фиксирует частицы пигмента в растворе, — рассказывает Павел Громов. – Используются только натуральные красители. Работа требует точности и четкой руки, потому, что намеченный участок нужно сделать «одним днем», без перерывов: работа с поверхностью должна происходить каждый час, не давая ямчуге закрепиться постоянно тревожа ее. Далее – второй этап, уже по сухой стене.
Обычно расписывать стены храмов начинали с востока и сверху. Потом продвигались вниз и на запад. Иконописцы говорят: «Техника и технология стенных дренерусских росписей — это веками выверенные приемы и способы украшения храмов. С одной стороны, это своеобразное действо со своими ритуалами и священнодействиями, с другой — почти точная наука, не допускающая никаких отклонений от правил (при желании достижения соответствующего результата)». Так что немудрено, что роспись длилась столько лет. Зато теперь долгие годы будет удивлять всяк входящего свежим и ярким колером.
— Главная святыня храма – икона Введения во Храм Богородицы – заняла отведенное ей историей место. На иконостасе она справа, как и было в древности. Сестры монастыря провели большую изыскательскую работу, благодаря чему мы точно знаем, как выглядели не только сами иконы Собора, но даже лампадки, которые горели возле них, — рассказывает игумения Алексия. – Образ нам передан Серпуховским историко – художественным музеем, это икона 18 века, точная копия, мера в меру той, что находилась здесь исторически. За счет средств монастыря икону восстановили и поместили ее в иконостас. К празднику освящения Попечительский Совет пожертвовал обители мощи преподобных Иоакима и Анны, их сразу решено было поместить в икону. Теперь православным, чтобы поклониться этим святыням, не надо совершать далекие паломничества.
За труды праведные по восстановлению обители митрополит Ювеналий вручил игумении Алексии орден преподобного Серафима Саровского III степени, которого она была удостоена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Потрудившимся в деле восстановления храма Владыка вручил епархиальные награды. Председатель Попечительского монастыря О.В. Кузнецов был удостоен медали Московской епархии «За жертвенные труды» II степени. Депутат Московской областной Думы, член Попечительского Совета монастыря Р. В. Горбунов, Президент Института — Председатель Правления Института инженерной физики, профессор А. Н. Царьков, директор православной гимназии имени преподобного Варлаама Серпуховского Л. А. Эрлих, заместитель директора по воспитательной работе гимназии С. Л. Суслова, музыкальный руководитель гимназии О. Н. Демина,— медалей «За жертвенные труды» III степени, председатель Контрольно – счетной палаты М.П. Шелудяков, благотворители, насельницы и труженики обители — благодарственных и благословенных грамот митрополита Ювеналия.
Праздничные мероприятия продолжились в православной гимназии имени преподобного Варлаама Серпуховского, которая отмечала свое 15-летие.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх