ОДНОЙ СТРОКОЙ

Острые углы лицензирования управляющих компаний

Вопрос введения лицензирования организаций, занимающихся управлением жилищным фондом, сегодня широко обсуждается в Правительстве и Парламенте. Недавно в Государственную думу был внесен законопроект, который может узаконить данную процедуру в Жилищном кодексе РФ. 3 марта в Комитете по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ГД РФ состоялись парламентские слушания по этой неоднозначной проблеме. В обсуждении вопроса будущего лицензирования управляющих компаний принимал участие депутат городского Совета депутатов Владимир Грачев.

В чём суть

Стоит отметить, что в парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной думы, представители отраслевых и региональных министерств и ведомств, администраций субъектов Федерации, общественности и управляющих организаций в сфере ЖКХ.
Как рассказал председатель постоянной депутатской комиссии по законности, правопорядку и контролю за деятельностью администрации Владимир Грачев, в поступившем в Государственную думу законопроекте предусматривается, что все управляющие компании должны получить лицензию на дальнейшую свою деятельность на рынке жилищных услуг. Прежде всего претенденты должны сдать соответствующие экзамены на профессиональную пригодность и получить квалификационный аттестат. Допускаться к экзаменам будут только те организации, информация о которых не содержится в реестре дисквалифицированных лиц. Согласно законопроекту с 1 мая 2015 года планируют ввести полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии и аттестата.

«Про» и «контра»

Сторонники законопроекта полагают, что лицензирование станет механизмом, позволяющим бороться с недобросовестными управляющими организациями, – на заседании прозвучали и противоположные мнения.
Сегодня в сфере жилищно-коммунального хозяйства остро стоит ряд вопросов, самые проблемные —  состояние жилищного фонда и  низкий профессиональный уровень занятых в управлении жилищным фондом специалистов. Участники дискуссии бурно обсуждали возможность и необходимость лицензирования деятельности управляющих организаций. Мнения разделились. Сторонники законопроекта утверждали, что лицензирование станет реальным механизмом, позволяющим бороться с нечистоплотными управляющими организациями. Противники нововведения, наоборот, отстаивали позицию, что лицензирование приведет к вытеснению с рынка добросовестных участников.
С обзора проблем начала свое выступление председатель Комитета по жилищной политике Галина Хованская. Она ранее неоднократно отмечала возможные последствия лицензирования, об этом говорила и на слушаниях.  В частности, она сказала, что со вводом лицензирования «чиновники получат прекрасный инструмент для освобождения ниши для организаций, аффилированных с властями, у которых, конечно, проблем с лицензией не будет». Кроме того, данный механизм «позволит выбить с рынка только начавшие вставать на ноги управляющие компании, не говоря уж о ЖСК и ТСЖ».
Лицензирование вводит определенные рамки, которые устанавливают критерии профессионализма в сфере ЖКХ. Такое мнение высказала  первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева.
— Сегодня мы стоим перед важным решением, которое надо принимать, но делать это необходимо профессионально. Рынок услуг ЖКХ пока не устоялся. Есть, конечно, очаги благополучия, части рынка, которые нормально развиваются. А есть и отрицательные примеры, их более чем достаточно. Это стало следствием деятельности ДЕЗов, которые не считали важным повышение своей квалификации, — отметила депутат.
По ее словам, плохое качество услуг, которые предоставляют управляющие компании, вызвало необходимость введения определенного регулирования на рынке услуг ЖКХ: таким механизмом может стать лицензирование. Лицензирование вводит ограничения, но данные ограничения – это лишь определенные рамки, которые позволят понять, какими критериями должен обладать профессионал в сфере. Николаева подчеркнула, что огромное значение при введении лицензирования имеет недопущение кумовства. «В сфере не должны принимать непрозрачных решений», — заключила депутат.

«Подводные камни»

Впрочем, другие эксперты в сфере ЖКХ считают, что введение лицензирования создаст дополнительные административные барьеры и приведет к сращиванию бизнеса и власти. Директор Фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев считает, что нужны не бесконечные меры административного контроля, а стимулы повышения эффективности деятельности, через энергосбережение, повышение энергоэффективности домов. Например, нужны программы государственной поддержки по привлечению кредитных средств в энергоэффективную модернизацию домов, важно стимулировать заключение договоров управления с обязательствами по энергосервису. На сегодняшний день, отмечает специалист, порядка 80% сборов идет на коммунальные платежи, оставшиеся — на содержание жилья (ремонт, уборку и т.д.).
Глава комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева отметила другой момент, который не учитывается законопроектом:
— С введением штрафов для управляющих организаций нужно предусмотреть и ответственность для потребителей, которые годами не платят за услуги». Более того, если начать применять штрафы к лицензированным организациям, то это только приведет к повышению расценок на их управление, — отметил Сергей Сиваев. — А повышение расценок на управление напрямую скажется на потребителе.
Позицию саморегулируемых организаций высказала исполнительный директор НП СРО «МГУ ЖКХ» Вера Москвина. Она заявила, что представляет мнение более чем 70% субъектов РФ. «Собственник – главный заказчик. Лицензирование отодвигает его на задний план, лишает его права голоса. Законопроект нарушает ст. 25 Конституции Российской Федерации и все нормативно-правовые акты России, закрепляющие право гражданина на владение и управление жилой собственностью. Также законопроектом создаются условия для диктатуры неисполнения обязанностей чиновниками, злоупотребления должностными полномочиями. Кто просчитал КПД введения лицензирования? Нельзя ожидать улучшения качества управления выдачей лицензии, поскольку управление – это системный подход. Те, кто писал законопроект, не учли, что в ЖКХ есть ряд работ, которые имеют непрерывный цикл: оставить дом без управления даже на короткий срок невозможно, поскольку ведет к серьезным технологическим нарушениям, а значит —
разрушению жилья. При частой смене УК это неизбежно. Законопроект культивирует пассивность собственников помещений. В таких условиях становится бессмысленным создание таких институтов, как общественный контроль. В наихудшем же положении окажутся жители ветхих домов.

К чему пришли

По итогам парламентских слушаний большинство участников пришли к выводу, что введение лицензирования в таком виде чревато негативными последствиями в первую очередь для потребителя.
— На законодательном уровне отсутствуют четкие требования не только к деятельности управляющих многоквартирными домами, но и к самим собственникам МКД, — отмечает член рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам ЖКХ, генеральный директор коммерческого партнерства «ЖКХ-Групп» Борис Гладких. – В случае отсутствия решений по уже имеющимся вопросам, связанным с реализацией действующего законодательства в жилищной и коммунальной сфере, а также при условии принятия обсуждаемого проекта закона о лицензировании по управлению МКД, все дальнейшие действия управляющих организаций будут проводиться под давлением административного ресурса и иметь направленность на работу с предписаниями органов Государственного жилищного надзора. В свою очередь, потребитель и дальше будет оставаться в стороне от вопроса управления МКД.
Участники парламентских слушаний, обсудив весь спектр вопросов управления многоквартирными домами и положения законопроекта, выработали ряд рекомендаций в адрес Правительства и Государственной думы. Более половины участников слушаний высказались о преждевременном введении лицензирования. Специалисты уверены, что необходимо устранить существующие недостатки жилищно-коммунального хозяйства, прежде чем вводить такие серьезные изменения.

Светлана МУСАТОВА

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх