ОДНОЙ СТРОКОЙ

Осторожно: двери закрываются…

Транспортная полиция… Более официально - Линейное отделение Внутренних Дел на станции Серпухов. Обязанности сотрудников в течение долгих лет остаются неизменными: охрана общественного порядка, борьба с выявлением и пресечением всех видов преступлений на транспорте против личности. В участок оперативного обслуживания входит отрезок железной дороги от станции Колхозная, которая теперь будет называться Молоди, до платформы 107-ой км. И еще есть вокруг Москвы так называемое «большое кольцо», где в основном ходят грузовые поезда, но им тоже нужна охрана, и эта обязанность тоже возложена на линейную полицию. Работы хватает. О том, как охраняют и защищают граждан и имущество, рассказал нашему корреспонденту заместитель начальника по охране общественного порядка Линейного отделения полиции на станции Серпухов майор полиции Валерий Тверяхин.

— Валерий Вячеславович, хоть и много у меня к Вам накопилось разных вопросов, но начнем мы, что называется, «от печки». Если в общем посмотреть на статистику сегодняшних правонарушений на транспорте, она какова? Чего стало больше? Чего меньше?
— Вот у меня на руках аналитика за пять лет, смотрите…Пьяных на транспорте стало меньше, но непосредственно тех, кого мы задерживаем за распитие спиртных напитков в электричке, наоборот, больше. Далее, значительно уменьшилось число мелких хулиганств, нарушений общественного порядка, курений в тамбурах, а те, что есть, в 60 процентах лежат на совести не серпуховичей, а иногородних граждан и чаще всего из наших азиатских республик.

-Я знаю, что в вашем ведомстве есть такое понятие, как «криминогенная электричка»? Каким поездам вы их присваиваете?
— Все 20 лет, что я работаю в транспортной милиции, а теперь уже полиции, я всегда делал такой анализ: сколько и каких правонарушений было выявлено на неделе. Даже если их было всего два, но случились они именно в этой электричке – туда обязательно будут направлены для сопровождения наши сотрудники. В основном это, конечно, вечерние и ночные электрички из Москвы…

-То есть это дежурство в электричках сотрудников полиции не обязательное, а избирательное. А куда в таком случае обращаться пассажирам, если что-то противоправное все-таки происходит, а полиции рядом нет?
-В каждом вагоне есть большая кнопка с надписью «машинист». Вы сообщаете ему обо всем, что происходит, он звонит на следующую станцию по ходу движения дежурному по вокзалу, и если случай экстренный, то помочь снять дебошира или хулигана с электрички могут обычные сотрудники полиции того города или населенного пункта. У нас есть такой приказ о взаимодействии. Но по закону снимать с поездов или электричек должны сотрудники транспортной полиции, обязательно должен быть составлен акт снятия, в котором должны быть указаны проводники, фамилия этого товарища, к акту должен быть приложен его билет. У нас же стационарная железнодорожная полиция есть только в Москве, Подольске и Серпухове.

— Коль вы ведете такой мониторинг, то какие дни считаются у вас особенно напряженными?
— Они остались прежними: пятница и понедельник.

— С пятницей понятно, люди едут после рабочей недели, позволяют себе расслабиться, выпить спиртного, слово за слово… Или еще, не дай бог, заснут, а их обворуют. А почему понедельник?
— Люди едут после выходных и праздников, кто-то не опохмелился, кто-то не выспался, все злые… А теперь стали напряженными днями еще и выходные. Причина – та же…

— То есть все-таки пьянство – главная причина всех зол и всех преступлений. Ну, допустим, сняли вы с электрички такого пьяного пассажира. Привели в отделение, составили административный протокол. Но ведь вытрезвителей сейчас нет, что дальше?
-Совершенно верно, вытрезвителей сейчас нет. Но мы имеем право его оштрафовать или задержать до 48 часов, чтобы суд решал дальнейшую его судьбу. Но вы знаете, сегодня люди гораздо больше боятся не штрафа и уж, тем более, не вытрезвителя, а опоздать или не приехать на работу. Если он работает у частника, а таких большинство, то с ним церемониться не будут, и он может потерять эту работу.

-А в каких случаях вы сами налагаете на него штраф, а в каких это должен делать суд?
— Все зависит от обстоятельств правонарушения и от поведения человека. Если он все осознал, то мы сами составляем протокол и штрафуем его. А если он ведет себя вызывающе, агрессивно, оскорбляет и оказывает сопротивление работникам полиции, то уже суд примет решение и о штрафе, и о сроке его задержания на 5, 7 или 15 суток.

— За распитие пива в электричке какой штраф сегодня налагается?
-От пятисот до полутора тысяч. Это без всякого решения суда. В административном законодательстве четко прописано, что касается компетенции суда, а что может решить сама полиция или комиссия по делам несовершеннолетних.

— Кстати, о комиссии по делам несовершеннолетних… Вот это популярное сейчас увлечение молодых ребят «зацепингом», которое уже унесло жизни многих детей. Насколько я знаю, штрафы за это с родителей были минимальными. Что-то изменилось?
— У нас в этом году было выявлено 8 случаев «зацепинга». Вообще, что касается поведения подростков на транспорте, это, на мой взгляд, сегодня самая серьезная проблема. В Интернете у «зацеперов» есть даже свой форум, где идет популяризация такого поведения. Понятно, что подростки таким образом самовыражаются, но самое страшное, у них совершенно отсутствует инстинкт самосохранения!

-То есть они, забираясь на вагон с проводами высокого напряжения, не верят, что могут реально погибнуть?
-Абсолютно! Они живут в мире компьютерных игр! Им кажется, что это тоже игра: нажал кнопочку «delete», и все стерлось… Их никто не учит дорожить жизнью… Я ему объясняю, что ты можешь сорваться, умереть, а он смотрит на меня, и по его глазам я вижу, что он меня просто не понимает… Что же касается штрафов за это, то они действительно выросли со 100 рублей до 3 тысяч. И если задержанному нет 18 лет, эти штрафы будут платить родители, а заниматься этими делами, и в том числе штрафами, будет комиссия по делам несовершеннолетних.

-Есть, наверное, еще одна причина такого поведения подростков: они не считают мат, лузганье семечек в вагоне, курение, прыжки с платформы и хождение по железнодорожным путям преступлением и не верят в то, что могут быть наказаны за это…
-Абсолютно верно! И тем не менее все, что вы перечислили, подпадает под административные правонарушения и влечет за собой наказание в виде штрафов. Что же касается хождения по путям, то уже сам президент озаботился этой проблемой, поскольку смертность на дорогах просто «зашкаливает», и на наш отдел сейчас возложена обязанность за этим тоже следить.

-Неужели и за переход железнодорожных путей в неположенном месте будете наказывать?
-Пока будем предупреждать. Но это не такая уж мелочь, как кажется. Те люди, кто ездит постоянно на электричках и ежедневно переходит через рельсы, уже психологически не видят в них никакой опасности, у них попросту «замыливается» глаз. А если еще и выпьет, то вообще никакой проходящий «скорый» ему не страшен, прыгает прямо под колеса, поэтому без профилактики здесь не обойтись. Хотя объективно, сейчас случаев травмирования на переходах и на путях стало гораздо меньше, а лет 10 назад эта цифра доходила до 60-ти. Но такое снижение — и есть результат нашей профилактики, поэтому пусть лучше штраф будут платить, но останутся живыми…

— А помните, когда-то лет пять назад буквально серийными были случаи, когда в электропоездах мужчин опаивали снотворным и обворовывали. Совсем недавно я снова увидела похожий сюжет по федеральному каналу: мужчина очнулся в Чехове без денег и ничего не помнит…
— Нет, последнее такое преступление с отравлением в электричке на нашем участке и было как раз лет 5 назад. А вспомнили и показали этот случай лишь потому, что все эти дела были резонансными и этих преступников недавно осудили. Хотя, конечно, случаи краж никуда не делись, и бдительность терять не стоит. Но мой анализ всех этих краж показывает, что в 90% вина в том, что его обворовали, лежит на самом потерпевшем.

-А как можно обворовать человека, если рядом сидят другие люди и все на виду…
-Не скажите. Есть целый ряд методик: пассажир уснул, преступник садится рядом, толкает его как бы нечаянно, тот не просыпается. Он садится рядом, разворачивает газету и достает из кармана все, что ему нужно…

-Ваш совет тем, кто ездит в электричках.
-Он очень прост: будьте трезвыми и внимательными. Не надо говорить 10 минут по сотовому телефону, отвернувшись к окну, когда ваш бумажник или дамская сумочка с деньгами лежат на сиденье. Двери электричек закрываются быстро…

-Ну и в завершение разговора, Валерий Вячеславович, вам нужны помощники в работе?
-Нужны! И я буду очень признателен газете, если она в этом нам поможет. Мы приглашаем на службу в наше линейное отделение полиции молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Желательно после армии, ну а если ребята еще не служили, то мы можем дать им направление в Школу транспортной полиции в Белгороде.

— Что обещаете?
— Стабильную зарплату в размере 30 тысяч, бесплатное обмундирование, санаторное лечение с бесплатным проездом вместе с супругой каждые два года…

-А карьерный рост?
— Это само собой разумеется…

-Спасибо, и как жаль, что далеко не обо всем мы успели рассказать… Придется встречаться еще раз…
-Приглашайте. Я не против.

Записала Галина Строева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх