ОДНОЙ СТРОКОЙ

Орден Александра Невского за переправу

К 1945 году за плечами серпуховича, участника Великой Отечественной войны, полковника в отставке Владимира Николаевича Усцева был богатый фронтовой опыт. Строительство земляной дамбы на гнилом озере Сиваш, наведение переправы через Днепр, немало других славных военных дел, за успешное выполнение которых он награждён четырьмя орденами.

В начале весны последнего года войны согласно решению Ставки Верховного Главнокомандующего планировалось проведение крупной военной операции по штурму хорошо укреплённой вражеской крепости Кёнигсберг.
Путь к наступлению преграждали полноводные реки, на которые необходимо было срочно навести переправы для переброски войск и техники. Постоянные бомбёжки немецкой авиации и артобстрелы не позволяли инженерным подразделениям выполнить эту задачу. Было предпринято несколько попыток наведения переправ через водные преграды, но все они не увенчались успехом. Даже корпусные инженерные войска не смогли завершить наведение низководного моста — немцы сразу же его разбомбили.
На этот раз выполнение ответственной задачи выпало на долю командира инженерно-сапёрного взвода лейтенанта Владимира Усцева. Тогда к месту будущей переправы прибыл командир бригады, чтобы лично убедиться в возможности её наведения в кратчайший срок.
Получив приказ, офицер Усцев внимательно изучил состояние реки, её берегов на протяжении нескольких километров, затем наметил места оборудования переправ. Он намеревался ввести в заблуждение противника, который с противоположного берега следил за действиями наших бойцов.
Усцев выделил одно отделение, которое на виду у немцев занялось наведением ложной переправы, стуча день и ночь топорами и молотками. На следующее утро появились немецкие самолёты и начали бомбить строящуюся ложную переправу. Когда бомбёжка закончилась строительные работы возобновились. И опять бомбёжка…
В это время лейтенант Усцев со своим взводом взялся за подготовку переправы в совершенно другом месте — там, где фашисты разбомбили построенную накануне инженерными войсками. Ценой неимоверных усилий в течение ночи 20-метровая переправа была наведена.
— Враг не упускал случая проконтролировать состояние всей реки, проводил периодические обстрелы, — рассказывает ветеран инженерных войск, — так что над нашими головами частенько свистели пули, не обошлось и без потерь…
Сколько же ловкости, смекалки, смелости и мужества потребовалось строителям переправы, когда воздушное пространство контролировала вражеская авиация — об этом, видимо, известно только им.
— Главную трудность доставляло солдатам укрепление настила моста на противоположном берегу под огнём немцев, — продолжает Усцев, — вода в реке была очень холодной, и это, безусловно, сковывало наши действия. Командир части во время стыковки переправы к противоположному берегу обеспечил огнём артиллерии прикрытие, не позволяя немцам приблизиться.
На подходе была 5-я ударная танковая армия, которой предстояло
перейти в наступление. Через переправу, наведённую взводом Усцева, прошло 150 танков и самоходных установок, что позволило нашим войскам успешно выполнить поставленную задачу.
За мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении этого особо важного задания, В.Н.Усцев был награждён орденом Александра Невского, а командующий 5-й армией генерал-полковник Крылов объявил ему благодарность.

Николай Чернышев

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх