ОДНОЙ СТРОКОЙ

«Они воистину превратили её в шар»

Годовщина первого беспосадочного перелета по маршруту Москва-Северный полюс-Ванкувер - знаковая дата и для Серпухова

На 18 июня приходится много праздников и памятных дат и не только в России. Но в этот день есть и особо знаковая дата: 80-летие первого в мире беспосадочного перелета по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер. Утром 18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолета АНТ-25 покинули подмосковный аэродром Щелково и взяли курс на Северный полюс. И Серпухов имеет к этому самое прямое отношение. Какое-то время легендарный Чкалов учился в Серпуховской авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания.

Школа возникла, когда Советское правительство приняло решение реорганизовать Красную Армию. В стране стали переформировывать и создавать заново авиационные школы и курсы. В их числе Московская школа воздушного боя и бомбометания, которую, год спустя, перевели в Серпухов. Историей школы плотно занимается серпухович Владимир Сигаев. К собранным им по крупицам из разных источников материалам мы и обратимся.
… Строения закрытого в те времена Владычного монастыря, где разместили школу, были в полуразрушенном состоянии. Около месяца потребовалось, чтобы создать хотя бы минимальные условия для размещения штаба, слушателей, оборудовать учебные классы и выровнять летное поле. Самолетный парк состоял из старых, много раз ремонтированных машин иностранных марок. В конце 1922 г. школе передали дивизион тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец». Правда, в состав этого дивизиона входили всего четыре самолета, а пригодным к полетам из них был лишь один. Почти не было запасных частей, не хватало горючего. Но мотористы не упускали случая снять все пригодное со списанных машин, чтобы обеспечить полеты. Несмотря ни на что, коллектив справился с поставленными задачами. Серпуховская школа воздушной стрельбы и бомбометания начала свой славный путь. Первые полеты со слушателями состоялись через год после сформирования школы.
В середине 20-х годов в школе инструктором работал М.М. Громов. Еще в гражданскую войну красный военлёт Громов на истрёпанных, пробитых пулями, наскоро отремонтированных самолётах вылетал на разведку и бомбежку войск Колчака. Михаил Михайлович в 1934 г. совершил полет вокруг Европы, пролетев по замкнутой кривой без посадки и пополнения горючим 12411 км. Этот полет принёс ему славу одного из выдающихся летчиков мира. М.М. Громов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды № 8.
В школе М.М. Громов подготовил для ВВС много замечательных лётчиков. Самым способным его учеником оказался В.П. Чкалов, который в 1923–1924 гг. осваивал в Серпуховской высшей школе воздушного боя курс боевого применения авиации. Валерий Павлович перенял громовский почерк полёта. Его школу лётного мастерства Чкалов блестяще продемонстрировал на воздушном параде в честь 10-летия Великого Октября. Этим полётом он восхитил присутствовавших на параде. Виртуозный пилотаж над Красной площадью отметил в своем приказе Народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов.
С развитием авиации в России встал вопрос о прокладке воздушных трасс, которые могли бы связать труднодоступные районы на Севере и Дальнем Востоке. Создание А.Н. Туполевым самолёта с высокими техническими характеристиками подтолкнуло энтузиастов к идее полёта через Северный полюс в Америку. Весной 1936 г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс. Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил: «Вот вам мой маршрут: Москва – Петропавловск-на-Камчатке».
Правительственная комиссия, председателем которой был Серго Орджоникидзе, постановила: первый беспосадочный перелёт АНТ-25 считать пробным и совершить его в пределах СССР. Тогда же был утверждён состав экипажа — Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени лётчик-испытатель, которому исполнилось 32 года. Второй пилот – тоже лётчик-испытатель Георгий Байдуков. Он был на три года моложе. В его послужном списке – перелёты из Москвы в Варшаву и Париж. Штурману Александру Белякову шёл 40-й год. Это был крупнейший специалист аэронавигации, начальник кафедры в Военно-воздушной академии, флаг-штурман отряда Авиации особого назначения.
Старт к полёту на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 г. в 5 ч. 45 мин.
В этом беспосадочном перелёте было пройдено 9 374 километра за 56 часов 20 мнут, причем более 10 часов слепого полёта. Самолёт с успехом выдержал сложнейший перелёт! Постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 г. Чкалову, Байдукову и Белякову присвоено звание Героя Советского Союза.
Для полёта в Америку экипаж Чкалова выбрал тот же туполевский самолёт АНТ-25, оснащенный современной авиационной техникой. В машине установили автопилот и воздушно-вакуумные масляно-нагревательные помпы к нему, а также подогрев масла в главном баке и низа кабины.
18 июня 1937 года экипаж В.П. Чкалова впервые в истории авиации начал беспосадочный трансарктический перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку. Их маршрут проходил через следующие пункты: Москва – Кольский полуостров – Баренцово море – Земля Франца Иосифа – Северный полюс – остров Бенкса – острова Королевы Шарлотты – Ванкувер – Портленд.
Этот полёт был большим испытанием для советских лётчиков и для советского мотора. Многочасовой слепой полёт сквозь облака… Над Кольским полуостровом началось «фарфоровое» обледенение, которое считается опасным, потому что лёд необыкновенно крепкий. Тряска, циклоны, повреждение водяной трубы. Вскоре полюс преподнёс пилотам очередные сюрпризы. Стрелка компаса штурмана стала бешено вращаться почти по кругу. Пришлось перейти на солнечный указатель курса. У всех накопилась огромная физическая усталость. Лётчикам приходилось часто сменять друг друга. У Чкалова носом шла кровь. Кончился кислород, пришлось вынужденно снизить высоту.
Посадка была совершена 20 июня в Ванкувере шт. Вашингтон в 16.20 мин. по Гринвичу на военном аэродроме Пирсон Филд. Пройден путь 8 582 км за 63 часа 16 минут. Америка встречала их восторженно и сердечно. Президент США Франклин Рузвельт попросил телохранителя поднять его (у него были парализованы ноги): «Русских героев я должен встретить стоя». На приёме экипажа АНТ-25, устроенном Клубом исследователей и Русско-Американским институтом 30 июня 1937 года в Нью-Йорке, советским лётчикам предложили расписаться на большом глобусе, на котором была отмечена трасса их полёта.
Полярный исследователь В. Стефансон сказал: «До них Земля по своим путям сообщения казалась цилиндрической. Они воистину превратили её в шар». Имя Чкалова стало символом мужества, бесстрашия и горячей любви к Родине.

1 комментарий к новости «Они воистину превратили её в шар»

  1. Владимир-81 // 25.06.2017 at 20:40 // Ответить

    Историей Серпуховской авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания «Стрельбом», (1922-1927гг.) и Серпуховской авиашколы (1927-1941гг.) в своё время, занимались Серпуховские историки и краеведы: Юрасов Сергей Юрьевич, Прокофьев Геннадий Иванович, Соломатин Юрий Васильевич, выпускник Оренбургского авиационного училища лётчиков, заслуженный лётчик-испытатель Махалин Александр Васильевич. В 2007 году была издана книга военного лётчика-истребителя, выпускника Армавирского авиационного училища лётчиков Филиппова Валентина Васильевича «Рыцари неба» посвящённая истории зарождения Серпуховского авиационного региона. http://s012.radikal.ru/i319/1503/ac/a29ed028472b.jpg http://s56.radikal.ru/i151/1503/10/d476c2761f85.jpg https://www.youtube.com/watch?v=p5xxF2NSN6Q
    К глубочайшему сожалению, ни кого из этих людей уже нет в живых, а вопросов, касающихся истории авиации нашего края, осталось ещё очень много.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх