ОДНОЙ СТРОКОЙ

Образ фотохудожника

В Историко-археологическом отделе СИХМ открыла выставка, посвященная жизни и творчеству известного серпуховского фотохудожника Николая Платоновича Андреева.


«Певец средней полосы», как его впоследствии называли последователи, достиг значительных успехов в области пикториальной фотографии – направления, при котором применяются нетрадиционные способы печати. В частности на выставке представлены фотоработы, которые были выполнены Николаем Андреевым в техниках бром-серебрянной и бром-маслянной печати. Обычно подобные выставки проводились в мемориальном доме фотохудожника, расположенном на 1-ой Московской. Однако сейчас, это здание закрыто в преддверии реконструкции. Поэтому изображения решили разместить в другом филиале музея – историко-археологическом.
— К сожалению, мы не можем показать здесь оригиналы работ, только копии, — говорит куратор выставки и внучка фотографа Наталья Дурынина. — Для них нужны особенные условия и главное – отсутствие дневного света, так как изображения выгорают.
Экспозиция расположилась в двух залах. Первый посвящен истории Николая Андреева и его семьи. Биография фотохудожника насчитывает массу примечательных особенностей. Например известно, что когда Николай Платонович увлекся живописью и фотографией, его отец – известный парикмахер, не одобрил такой выбор. Однако, когда сын всерьез начал зарабатывать на жизнь фотоискусством, все же делает пристройку к дому для ателье.
— Многие осуждают Платона Андреевича за то, что он не позволил сыну учиться на художника, — рассказывает Наталья Дурынина. – Но не стоит рассматривать все так категорично. Бывший крестьянин, который тяжким трудом смог пробиться в купечество, просто считал, что нужно работать, а не заниматься художеством. Когда же он увидел, что сын не ленится, но нашел свое собственное призвание, то подержал его начинания.
Как показала жизнь – подержал не напрасно. В начале прошлого века в Советском союзе не было более известного фотохудожника. Его работы получали первые места на выставках во Франции, Японии, Испании и других странах. Тем не менее, в своем отечествен понимания он не нашел. 
— Ранний Андреев – это прежде всего пейзажист, — рассказывает внучка фотографа. – У него большое количество изображений полей, рек, лесов. Причем летних фотографий сравнительно немного, он больше любил другие сезоны за богатые возможности по игре света и тени, за туманы, дожди и метели. Но световые нюансы, расположение предметов в кадре и способы обработки снимков мало волновали советских руководителей в сфере культуры. Тогда Николай Платонович постепенно перешел к фотографии сцен крестьянской жизни. И даже за это его ругали, потому что на изображениях не было передовых рабочих. Там были обычные, ничем не примечательные люди, которые добросовестно выполняют свой тяжкий труд. Сейчас это звучит смешно, но в свое время в критических материалах советские критики писали, что Андрееву с его умением нужно фотографировать современную жизнь, а не какие-то бессмысленные картинки.
Как известному на весь мир художнику запретили выставлять работы за рубежом, как выселили из дома, который с таким трудом получил его отец, как национализировали практически всю фототехнику и разгромили ателье можно в подробностях узнать, посетив выставку. Тем более, что все эти факты расскажет внучка Николая Платоновича, собравшая немало интересных фактов о своем знаменитом предке.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх